Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

«Долой „Старбакс“! Идем в библиотеку!»: пример модернизации Российской государственной библиотеки для молодежи

Автор: Михнова И.Б.

Издание: Школьная библиотека. — 2015. — №8-9. — С.45-47.

Ирина Борисовна МИХНОВА,
член постоянного комитета секции детских и юношеских библиотек ИФЛА,
директор Российской государственной библиотеки для молодёжи,
вице-президент Российской библиотечной ассоциации

В начале 1990-х годов мы с Татьяной Дмитриевной Жуковой занялись внедрение идей маркетинга в деятельность библиотек. Понимая, что разница между публичными и школьными библиотеками великая, тем не менее, хочу поделиться своим опытом создания привлекательной библиотеки. Как сделать библиотеку привлекательной для молодежи? Ответ на этот вопрос мы искали долго и упорно и в нашей стране, и за рубежом. В результате мы создали у себя хорошую стандартную европейскую библиотеку. Сегодня каждый желающий может приехать к нам и почувствовать, что это значит.

Некоторые показатели работы Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ):

Мы обслуживаем молодежь от 14 до 30 лет. Площадь залов обслуживания — 900 кв.м.
Средняя посещаемость залов обслуживания в день — 650—800 чел. (пик — 1100 в сессии). До модернизации в день мы обслуживали около 40 человек.
Максимальная одномоментная посещаемость в залах обслуживания — 136 чел.
Число зарегистрированных пользователей — 29 тысяч.
Число мероприятий в месяц — 60—80.
Среднее число участников мероприятий — 25.
Эти показатели трудно подделать, поскольку у нас во всем ведется электронный счет.

Мы решили, что наша библиотека, во-первых, должна соответствовать ожиданиям, нуждам и потребностям молодежи; во-вторых, соответствовать образцам лучших библиотек, которые Интернет заложил в их головы; в-третьих, библиотека должна быть рекомендуема в первую очередь сверстниками, мнение которых молодые читатели благодаря соц. сетям примут быстрее, чем советы учителей или родителей; в-четвертых, библиотека должна находиться в системе их предпочтений и конкурировать с теми местами, где они привыкли проводить своё свободное время. Отсюда и название моего выступления: «Долой „Старбакс“1! Идем в библиотеку!». Это одна из реплик в соц. сети.

Познакомьтесь с базовым принципом работы РГБМ, который молодой человек интуитивно определил, гуляя по Сети:

«Это очень странное место... Там бродит довольно много людей, все молоды и несильно огрублены возрастом, они работают за компьютерами, ищут нужные книги, просто беседуют друг с другом, складывается такое впечатление, что их никто туда не загонял читать классику или другую сурьезную лит-ру... т.е. они пришли туда по своей воле! Это действительно странное место...».

«Пришли по своей воле» — это главное, чего мы у себя достигли. Вот и другие «выуженные» из соцсетей ассоциации, связанные у молодежи с библиотекой как с местом

где умнеешь,
где тебя понимают,
где встречаются и находятся друзья,
где можно быть самим собой,
где тебя покидают тревоги,
где безопасно,
где комфорт и уют,
где хочется поселиться,
«Посещение библиотеки — это стиль жизни»,
«Библиотека — это образ жизни».

Как мы, библиотекари, формулируем цель и смысл библиотечного обслуживания молодежи?

Главная цель — содействие позитивной самореализации молодежи, безболезненному вхождению и адаптации ее во «взрослом» мире.

Информационно-ресурсная и социализирующая, культурно-досуговая, коммуникативная функции библиотеки должны быть равнозначны.

Наш опыт подтверждает — чтобы в библиотеку пришла молодежь, она должна стать для нее «домом» знаний, гарантом свободного доступа к информации и права на обучение работе с информацией.

Реализация этой функции возможна при полной автоматизации библиотеки (упрощении процесса сдачи и выдачи книги, обеспечивающего читательскую самостоятельность). У нас взять книгу на дом можно как по пластиковым билетам, так и по социальным картам москвича. Электронный читательский билет размещен на мобильном устройстве нашего читателя. Бесплатный вай-фай, но с фильтрами, обеспечивает возможность работать со своими гаджетами в любом месте. В стадии тестирования находятся электронные читательские билеты с QR-ko-дом, по которому можно получить информацию о выданных книгах, о мероприятиях библиотеки, адресами наших отделений и др. В пределах одного зала можно читать, смотреть, слушать, музицировать... Молодежь привлекает, что в рамках одного зала можно работать с разными видами информации, размещенными на разных носителях. В библиотеке действует круглосуточная уличная станция книговозврата.

Мы должны обеспечить удобства в работе с ресурсами. Наш читатель может работать в одиночку и в группе, сидя, стоя, лежа, с библиотечными и собственными материалами. Как ему удобно! Мы хотим позволить работать нашим читателям на территории всей библиотеки. Это наша последняя разработка. Мы организовали «тихие уголки» для индивидуального просмотра и прослушивания библиотечных аудиовизуальных материалов, удобные места для индивидуальных и групповых занятий. Можно слушать книгу и вязать, можно поставить себе мобильный столик... У нас организовано пространство для лиц со специальными потребностями. Полный цикл.

Наша библиотека:

  • помощник в социальной и профессиональной адаптации,
  • место проведения интеллектуального досуга и общения,
  • место встречи виртуальных друзей,
  • среда для реализации способностей, талантов, общественных амбиций,
  • место, куда всегда хочется прийти — по любому поводу.

Библиотеки всегда занимались профориентацией, но это было на уровне тестов, анкет, встреч с людьми определённой профессии. Мы перешли на новый уровень: организуем мастер-классы, психологические тренинги, консультации психологов. Мы устраиваем в библиотеке встречи виртуальных друзей. Здесь безопасно. Мы проводим турниры настольных игр, организуем клубы по интересам (фотоблогеров, диджеев и т.д.). У нас создан и активно работает центр комиксов и визуальной культуры.

Мы реагируем на интерактивные и субкультурные предпочтения молодежи. Еще недавно казалось, что это невозможно. А сегодня нас за это ценят. Вот еще про нас из соц. сетей: «Прошла всего неделя с тех пор, как я нашла это место, но оно уже стало для меня раем на земле и принесло такое спокойствие, которого я уже не помню лет 5. Бесконечно счастлива и провожу там все свободные минутки, в будни, в выходные, всегда меня как магнитом туда тянет».

Библиотека учитывает интересы нецелевых групп пользователей. При этом мы учитываем, что молодежь — это молодые родители, которые заботятся о своих детях, а если они сами ходят в библиотеку добровольно, то начинают вместе с собой приводить детей, и в некоторой степени, как мы наблюдаем, библиотека молодежная начинает приобретать оттенки библиотеки семейного чтения на уровне 30—35-летних родителей. В настоящее время мы подготовили детскую комнату для приема дошкольников, приходящих с родителями-читателями и участниками клубов, но вскоре встанет вопрос о работе с более старшими детьми, потому что их ведут за собой родители. Это не ситуация детской библиотеки, когда родители сопровождают детей, а тут дети сопровождают взрослых.

Как создать библиотечное пространство, дружелюбное пользователю? Назову лишь две возможности:

  • к молодежи должна прийти молодежь...
  • на лицах библиотекарей должны навсегда поселиться улыбки.

Мы стараемся, чтобы с читателями работали молодые библиотекари, и все стараемся улыбаться.

Будете в Москве, приходите к нам в гости, думаю, не пожалеете.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024