«Долой „Старбакс“! Идем в библиотеку!»: пример модернизации Российской государственной библиотеки для молодежи
Автор: Михнова И.Б.
Издание: Школьная библиотека. — 2015. — №8-9. — С.45-47.
Ирина Борисовна МИХНОВА,
член постоянного комитета секции детских и юношеских библиотек ИФЛА,
директор Российской государственной библиотеки для молодёжи,
вице-президент Российской библиотечной ассоциации
В начале 1990-х годов мы с Татьяной Дмитриевной Жуковой занялись внедрение идей маркетинга в деятельность библиотек. Понимая, что разница между публичными и школьными библиотеками великая, тем не менее, хочу поделиться своим опытом создания привлекательной библиотеки. Как сделать библиотеку привлекательной для молодежи? Ответ на этот вопрос мы искали долго и упорно и в нашей стране, и за рубежом. В результате мы создали у себя хорошую стандартную европейскую библиотеку. Сегодня каждый желающий может приехать к нам и почувствовать, что это значит.
Некоторые показатели работы Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ):
- Мы обслуживаем молодежь от 14 до 30 лет. Площадь залов обслуживания 900 кв.м.
- Средняя посещаемость залов обслуживания в день 650800 чел. (пик 1100 в сессии). До модернизации в день мы обслуживали около 40 человек.
- Максимальная одномоментная посещаемость в залах обслуживания 136 чел.
- Число зарегистрированных пользователей 29 тысяч.
- Число мероприятий в месяц 6080.
- Среднее число участников мероприятий 25.
- Эти показатели трудно подделать, поскольку у нас во всем ведется электронный счет.
Мы решили, что наша библиотека, во-первых, должна соответствовать ожиданиям, нуждам и потребностям молодежи; во-вторых, соответствовать образцам лучших библиотек, которые Интернет заложил в их головы; в-третьих, библиотека должна быть рекомендуема в первую очередь сверстниками, мнение которых молодые читатели благодаря соц. сетям примут быстрее, чем советы учителей или родителей; в-четвертых, библиотека должна находиться в системе их предпочтений и конкурировать с теми местами, где они привыкли проводить своё свободное время. Отсюда и название моего выступления: «Долой Старбакс1«Старбакс» — американская компания по продаже кофе и одноимённая сеть кофеен.! Идем в библиотеку!». Это одна из реплик в соц. сети.
Познакомьтесь с базовым принципом работы РГБМ, который молодой человек интуитивно определил, гуляя по Сети:
«Это очень странное место... Там бродит довольно много людей, все молоды и несильно огрублены возрастом, они работают за компьютерами, ищут нужные книги, просто беседуют друг с другом, складывается такое впечатление, что их никто туда не загонял читать классику или другую сурьезную лит-ру... т.е. они пришли туда по своей воле! Это действительно странное место...».
«Пришли по своей воле» это главное, чего мы у себя достигли. Вот и другие «выуженные» из соцсетей ассоциации, связанные у молодежи с библиотекой как с местом
- где умнеешь,
- где тебя понимают,
- где встречаются и находятся друзья,
- где можно быть самим собой,
- где тебя покидают тревоги,
- где безопасно,
- где комфорт и уют,
- где хочется поселиться,
- «Посещение библиотеки это стиль жизни»,
- «Библиотека это образ жизни».
Как мы, библиотекари, формулируем цель и смысл библиотечного обслуживания молодежи?
Главная цель содействие позитивной самореализации молодежи, безболезненному вхождению и адаптации ее во «взрослом» мире.
Информационно-ресурсная и социализирующая, культурно-досуговая, коммуникативная функции библиотеки должны быть равнозначны.
Наш опыт подтверждает чтобы в библиотеку пришла молодежь, она должна стать для нее «домом» знаний, гарантом свободного доступа к информации и права на обучение работе с информацией.
Реализация этой функции возможна при полной автоматизации библиотеки (упрощении процесса сдачи и выдачи книги, обеспечивающего читательскую самостоятельность). У нас взять книгу на дом можно как по пластиковым билетам, так и по социальным картам москвича. Электронный читательский билет размещен на мобильном устройстве нашего читателя. Бесплатный вай-фай, но с фильтрами, обеспечивает возможность работать со своими гаджетами в любом месте. В стадии тестирования находятся электронные читательские билеты с QR-ko-дом, по которому можно получить информацию о выданных книгах, о мероприятиях библиотеки, адресами наших отделений и др. В пределах одного зала можно читать, смотреть, слушать, музицировать... Молодежь привлекает, что в рамках одного зала можно работать с разными видами информации, размещенными на разных носителях. В библиотеке действует круглосуточная уличная станция книговозврата.
Мы должны обеспечить удобства в работе с ресурсами. Наш читатель может работать в одиночку и в группе, сидя, стоя, лежа, с библиотечными и собственными материалами. Как ему удобно! Мы хотим позволить работать нашим читателям на территории всей библиотеки. Это наша последняя разработка. Мы организовали «тихие уголки» для индивидуального просмотра и прослушивания библиотечных аудиовизуальных материалов, удобные места для индивидуальных и групповых занятий. Можно слушать книгу и вязать, можно поставить себе мобильный столик... У нас организовано пространство для лиц со специальными потребностями. Полный цикл.
Наша библиотека:
- помощник в социальной и профессиональной адаптации,
- место проведения интеллектуального досуга и общения,
- место встречи виртуальных друзей,
- среда для реализации способностей, талантов, общественных амбиций,
- место, куда всегда хочется прийти по любому поводу.
Библиотеки всегда занимались профориентацией, но это было на уровне тестов, анкет, встреч с людьми определённой профессии. Мы перешли на новый уровень: организуем мастер-классы, психологические тренинги, консультации психологов. Мы устраиваем в библиотеке встречи виртуальных друзей. Здесь безопасно. Мы проводим турниры настольных игр, организуем клубы по интересам (фотоблогеров, диджеев и т.д.). У нас создан и активно работает центр комиксов и визуальной культуры.
Мы реагируем на интерактивные и субкультурные предпочтения молодежи. Еще недавно казалось, что это невозможно. А сегодня нас за это ценят. Вот еще про нас из соц. сетей: «Прошла всего неделя с тех пор, как я нашла это место, но оно уже стало для меня раем на земле и принесло такое спокойствие, которого я уже не помню лет 5. Бесконечно счастлива и провожу там все свободные минутки, в будни, в выходные, всегда меня как магнитом туда тянет».
Библиотека учитывает интересы нецелевых групп пользователей. При этом мы учитываем, что молодежь это молодые родители, которые заботятся о своих детях, а если они сами ходят в библиотеку добровольно, то начинают вместе с собой приводить детей, и в некоторой степени, как мы наблюдаем, библиотека молодежная начинает приобретать оттенки библиотеки семейного чтения на уровне 3035-летних родителей. В настоящее время мы подготовили детскую комнату для приема дошкольников, приходящих с родителями-читателями и участниками клубов, но вскоре встанет вопрос о работе с более старшими детьми, потому что их ведут за собой родители. Это не ситуация детской библиотеки, когда родители сопровождают детей, а тут дети сопровождают взрослых.
Как создать библиотечное пространство, дружелюбное пользователю? Назову лишь две возможности:
- к молодежи должна прийти молодежь...
- на лицах библиотекарей должны навсегда поселиться улыбки.
Мы стараемся, чтобы с читателями работали молодые библиотекари, и все стараемся улыбаться.
Будете в Москве, приходите к нам в гости, думаю, не пожалеете.