Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

«Ретро» как средство стимулирования читательских интересов молодежи

Автор: Пурник А.А.

Издание: Чтение на евразийском перекрестке» : материалы третьего международного интеллектуального форума Челябинск, 24-25 сентября 2015 года / [сост.В.Я. Аскарова]. — Челябинск : ЧГАКИ, 2015. — 484 с. — С.78-80.

Антон Александрович ПУРНИК,
начальник отдела управления проектами Российской государственной библиотеки для молодёжи

Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ) — современная, общедоступная, действительно молодёжная библиотека — культурное, мультимедийное пространство. Здесь можно не только почитать и найти необходимую информацию, но и пообщаться, подготовиться к занятиям, послушать музыку, посмотреть кино, поиграть в настольные игры, выпить кофе, отдохнуть, послушать интересную лекцию или позаниматься в мастер-классе. Ежедневно РГБМ посещает около 600–800 человек, в основном это молодые люди от 14 до 30 лет; большинство из них возвращаются сюда вновь, приводят своих друзей, «чекинятся», «инстаграмят» и регулярно пишут в социальных сетях, как им «понравилось в библиотеке» и «хорошо, если бы таких мест было больше». А это доказывает, что задача по созданию современной, востребованной библиотеки вполне выполнима, а молодёжь, вопреки распространенному мнению, любит и читать, и учиться, и проводить время интеллектуально.

Вопрос использования самых современных технологий в ходе реконструкции нашей библиотеки был одним из основных. Для создания более полной картины и понимания причин, которые нас привели к тому, что мы занялись такой экзотической темой, как ретротехнологии, необходимо сказать несколько слов о том, что, как и почему было внедрено нами в стенах РГБМ.

Первое и самое эффективное — это технологии самообслуживания. Сегодняшняя молодёжь — это самостоятельные люди, которые любят чувствовать себя независимыми. В библиотеке построена целостная система самообслуживания на основе оборудования для радиочастотный идентификации — RFID (англ. Radio Frequency IDentification): обработка информации (информационный киоск), автоматы выдачи и возврата книг. Пользователь имеет реальную возможность сам найти необходимую книгу, записать её за собой, а потом сдать — и всё без помощи библиотекаря. Это, безусловно, не означает, что библиотекари стали не нужны. Нет, просто теперь они выполняют огромную, действительно интеллектуальную работу, связанную с поиском литературы и консультированием, ведь машины выполняют только самые «скучные», рутинные операции.

Помимо базовой для нас системы читательского самообслуживания, залы обслуживания насыщены и другими системами и оборудованием, которые делают пребывание на территории библиотеки не только удобным, но и функционально полезным.

Можно выделить следующие элементы этой электронной среды:

  • широкополосной открытый беспроводной доступ к сети Интернет и ресурсам библиотеки, в т.ч. подписным;
  • терминалы для прослушивания аудиокниг;
  • возможности для индивидуального и группового просмотра фильмов;
  • электронное пианино, размещенное не в нотно-музыкальном отделе, как это принято, а в зале художественной литературы и искусства;
  • оборудование для прослушивания виниловых пластинок.

Кстати сказать, установленные в нескольких местах библиотеки проигрыватели для винила привели нас к весьма интересным выводам. Как оказалось, для многих наших посетителей важны не столько собственно пластинки и информация, которая на них записана (радиоспектакли, стихи в авторском исполнении и т. д.), сколько возможность потрогать их руками, увидеть всё в «металле», а не на картинках. То, что людям, скажем так, старшего поколения, могло показаться старьем и чем-то не стоящим внимания, для молодежи безумно интересно. И это как чистой воды любопытство, так и познавательный интерес, скажем больше, это попытка понять, как развивались те или иные технологии, которые порой трансформировались в нечто совсем неожиданное.

Мы стараемся давать читателям возможность не только познакомиться с каким-то конкретным образцом техники, в большинстве случаев работающим, но и дать им возможность проследить его развитие. Так, например, у нас есть как старый довоенный патефон завода «Молот» (разумеется, с пластинками), так и вполне современные аппараты.

Или такой разворот темы «ретро» — как в СССР обстояли дела с просмотром «домашнего видео». Имеются в виду как повсеместно распространенные в те далекие годы диапроекторы, так и кинопроекторы для 8 и 16 миллиметровых пленок.

Тема диафильмов для нас весьма актуальна, т. к. в фонде библиотеки сохранилась солидная — в несколько тысяч — коллекция цветных и чёрно-белых диапозитивных фильмов, выпущенных в 1960-х — начале 1990-х гг. Коллекция отличается большим жанрово-тематическим разнообразием изданий — это общественно-политические, научно-познавательные, исторические и документальные диафильмы; диафильмы по российскому и зарубежному искусству; ленты на сюжеты народных сказок и художественных произведений. Учитывая, что в последнее время интерес к диафильмам становится всё более активным, особенно со стороны молодёжи, мы уже перевели часть коллекции в электронную форму и выставили на сайте библиотеки в режиме свободного доступа.

Отдельного внимания заслуживает, на мой взгляд, наш подход к работе с редкими и старопечатными изданиями. В фонде около 4 тыс. таких книг, самая старая датируется XVI веком. Большинство из них уже давно сканировано и не только нашей библиотекой, поэтому не это для нас главное. Имея дело с молодежью и понимая их предпочтения, мы рассматриваем такую книгу в значительной степени не как документ, содержащий ту или иную ценную информацию, а как культурный, исторический объект: в одной книге интересны записи на полях, посвящения, на другой осталось пятно от чашечки чая, оставленное кем-то 100 лет назад, и т. д. Всё это также интересно для изучения, поэтому мы сканируем редкие книги в хорошем разрешении и даем возможность работать с ними ещё и на сайте в 3D формате. Большой интерес у молодежи вызывает возможность, во-первых, потрогать старые книги в зале редкой книги, а, во-вторых, проследить на конкретных примерах историю книгопечатания.

Тема истории книгопечатания была затронута не случайно. В РГБМ в конце 2014 года был открыт первый в стране Музей электронной книги. Основной задачей его создания стала попытка разобраться в том, как именно развивалась человеческая мысль в сфере фиксации знаний: восковые таблички, папирусы, рукописные и печатные книги и т. д. Другой задачей было раскрыть тему развития электронной вычислительной техники. Как результат этих процессов — изменение парадигмы потребления и восприятия информации: электронные устройства для чтения и электронный контент.

По прошествии нескольких лет стало понятно, что старые технологии могут помочь библиотеке в решении сразу нескольких задач:

  • привлечение молодежной аудитории;
  • новые возможности для более полного раскрытия коллекций материалов; на разнообразных носителях;
  • новые «темы» для проведения специальных мероприятий.

Мы рекомендуем библиотекам уделить максимально пристальное внимание этой теме, т. к. она позволяет раскрывать библиотеку для молодого поколения с новой, привлекательной стороны. Но при этом надо всегда помнить о том, что работа и с «ретро» техникой, и со старыми документами и материалами должна быть организована максимально комфортно дм пользователя: техника должна работать, колеса крутиться, а материалы быть доступными для непосредственного ознакомления.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024