Экология и молодежь: роль библиотек в формировании гражданской позиции
Автор: Лещинская В.В.
Издание: Библиотековедение. — 2013. — №1. — С.19-24.
Вероника Владимировна ЛЕЩИНСКАЯ,
руководитель проекта «Экокультура» Российской государственной библиотеки для молодежи
За последние пять лет наметились определенные тенденции, демонстрирующие активизацию молодежного экологического движения. Молодежь объединяется для защиты природы, их деятельность набирает обороты, завоевывает своим энтузиазмом все новые регионы России.
Подобные изменения могут говорить о положительной динамике во взаимоотношениях общества и природы в целом и о начале формирования активной жизненной позиции молодежи. Любое общественное движение это реакция общества на те или иные кризисные состояния современной жизни; оно является отражением состояния общественного сознания. Библиотека не может оставаться в стороне от этих изменений.
Существует ряд причин, влияющих на развитие эколого-практической деятельности современной молодежи. Перегруженность печатных и электронных СМИ негативной экологической информацией, создающей общий деструктивный контекст, порождает пессимистические настроения в обществе. В то же время видимое ухудшение окружающей среды является стимулом для активной части молодежи к началу практической природоохранной деятельности. Свойственный молодости оптимизм и желание обозначить свою позицию являются одним из основных мотивов и регуляторов развития экологической деятельности. Молодежное экодвижение становится ярким проявлением становления гражданского общества.
В молодежной среде наметилось стремление к демократизации общества, к демонстрации своей активной жизненной позиции. Развитие молодежной экологической деятельности может говорить о росте личной ответственности и осознанности тех процессов, которые необходимы современному обществу. На сегодняшний день можно говорить лишь о позитивной тенденции в молодежной среде, не обладающей пока весомой масштабностью.
Современная библиотека должна отслеживать молодежные подвижнические идеи, поддерживать их и оказывать теоретическую, методическую и организационную поддержку. Желание молодых действовать самостоятельно требует опытного куратора, способного подвести надежную научно-теоретическую и методическую базу под усилия молодежи. Благодаря своим информационным ресурсам и просветительскому опыту библиотека может стать платформой для формирования глубокого понимания экологической проблематики и строящегося на этом понимании истинного подвижничества. В этом смысле опора на современную молодежь является началом перспективного направления в развитии экологического просвещения и новой формы взаимодействия ее с библиотекой.
Развитие природоохранного общественного движения имеет богатую историю, которая прошла несколько этапов. Если говорить о современном экологическом движении России, то его начало связано с возникновением дружины по охране природы (ДОП) биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 13 декабря 1960 года. К середине 1980-х гг. движение включало в себя более 100 дружин по охране природы. Этот период (1960-е начало 1980-х гг.), представленный главным образом движением ДОП, можно выделить как первый этап в развитии современного отечественного экологического движения. Следующий (начало 1990-х гг.) наступил в связи с изменением политического и экономического контекста дезинтеграцией и распадом Советского Союза, экономическими рыночными реформами.
Для третьего этапа характерны выход экологического движения на политическую арену, вместе с тем и сокращение массовости движения, а также потеря популярности. Факты сегодняшнего дня говорят о новом витке развития общественного экодвижения, которое может перерасти в следующий этап экодвижение 2000-х годов. Остановимся более подробно на молодежных инициативах последних пяти лет.
Характерными особенностями развивающейся в наши дни экологической деятельности молодежи стала стихийность ее формирования, быстрый рост количества участников, нацеленность на скорый, ощутимый практический результат.
Толчком для развития современных экодвижений становится выделение харизматичного народного лидера или инициативной группы, объединяющей вокруг себя единомышленников. Отсутствие общепризнанных авторитетов, духовных лидеров у современной молодежи и увеличивающиеся расслоение в обществе породило потребность в объединении, определении новых общественных ориентиров. В этом ключе очень важны мероприятия, ставшие развивающейся тенденцией последнего времени, объединяющие молодежных лидеров. Уже второй год на территории России проходит форум молодых лидеров YouLead. Цель форума создание уникального образовательного опыта для заинтересованной молодежи, благодаря которому могут быть улучшены профессиональные компетенции, осознана важность ответственной практики в бизнесе и других сферах и дан толчок для дальнейшего развития. В форуме участвует восемь городов России (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Томск, Челябинск и др). В 2011 г. в качестве отдельной была выделена секция «Социальное предпринимательство», на которой поднимались вопросы экологического преобразования (). В 2009 г. в Общественной палате Российской Федерации состоялся Молодежный форум «Экология и культура будущее России», который собрал более 100 представителей молодежных организаций и движений из более 50 регионов России. Его материалы послужили основой для подготовки публикации. Подобные форумы и слеты молодежи настоящая кузница лидеров, предпринимателей нового формата. Участие библиотек в мероприятиях, направленных на объединение молодежных лидеров и активистов, привнесение своего вклада в их «экологизацию» является сегодня первостепенной задачей и способствует также значительному расширению потенциальной аудитории библиотеки.
Немаловажную роль в объединении молодежи играет также общение в социальных сетях, ставшее одной из его главных движущих сил, благодаря которому молодежь объединяется и формирует свои интересы. Подобное общение на форуме обладает своими законами, имеет особый формат, с помощью которого выстраиваются идейная направленность и социальные ориентиры молодежи. Библиотека должна предоставлять молодежи возможность для тематической виртуальной коммуникации. Создание экологических разделов библиотечных сайтов позволяет не только вести экологическое просвещение, информировать читателей об акциях и мероприятиях, ресурсах библиотеки по экологической тематике, но и формировать сам дискурс, экологическое обсуждение, влиять на развитие дискуссии. Сетевое взаимодействие экологически настроенных молодых людей, организация виртуальных экосообществ это развитая реальность сегодняшнего дня. Организация на сайтах библиотек экофорумов, ведение экоблогов, возможность комментировать экособытия и т.д. новшество, которое должно войти в практику современной библиотеки при работе с молодежью. В качестве основной должна ставиться цель включения библиотеки в заинтересованное коммуникативное пространство молодых активистов, юных экологов.
В настоящее время невозможно представить развитие любой просветительской деятельности без выхода в интернет-пространство, без виртуального общения и обмена информацией. В 2003 г. начал работать сайт «Экокультура» (), посвященный проблемам экологического просвещения в библиотеках России и направленный на отражение и обобщение опыта этой работы. Наиболее активные библиотеки в интернет-пространстве, развивающие экологическую проблематику Муниципальная информационная библиотечная система г. Томска (Томская экологическая страница ), Воронежская областная научная библиотека им. И.С. Никитина (), Кировская государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена (), Псковская областная универсальная научная библиотека (программа «Твой след на земле» ) и др.
Однако, нельзя забывать, что одна из основных причин желания молодых объединяться для практической экологической деятельности это необходимость привычных форм общения, в отличие от виртуальных.
Молодежи необходима самореализация, в эколого-практической деятельности она находит новую форму досуга, возможность стать лидером экологического направления, проявить свою инициативу, увидеть самому и продемонстрировать окружающим практический результат своей деятельности, найти социально-полезное воплощение своих амбициозных планов.
Наиболее распространенные формы общественной молодежной самоорганизации
- Участие в международных движениях, акциях. Современная молодежь открыта миру, в большинстве своем она легко общается со своими сверстниками из других стран, знакома с веяниями в молодежной среде, вступает в различные международные природоохранные движения и акции. Всем известны международные движения Гринпис, WWF, развернувшие свою деятельность и на российской земле. Среди менее известных YEE (Youth and Environment Europe ); член этой организации Экоцентр «Заповедники» (). Примером поддержанных российской молодежью международных инициатив являются и различные климатические движения: Power Shift, YouthClimate movement, глобальное движение TckTckTck (Тик-Тик-Тик), 350.org и др.
- Молодежные объединения, поддерживаемые всероссийскими природоохранными организациями (ООПТ, Союз охраны птиц России и т.д.), имеющими большую историю. Молодежные движения, фундаментом для которых послужили исторически сложившиеся природоохранные организации, успешно развиваются, выходя на новый уровень своей деятельности. Таковыми являются молодежное экологическое движение «Зеленый мир» Пермского края, Служба охраны природы Казанского университета, Дружина охраны природы МГУ им. М.В. Ломоносова, Дружина охраны природы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (член движения дружин охраны природы) и др.
- Собственные инициативы молодых (Всероссийское движение «Мусора. Больше. Нет», «Разделяй и здравствуй» (Москва), проект по развитию велодвижения «Let's bike it» и т.д.).
В последнее время наблюдается резкий рост интереса к частным проблемам. Так всероссийские движения «Мусора. Больше. Нет», «Разделяй и здравствуй» нацелены, в первую очередь, на привлечение внимания общественности к конкретной экологической проблеме и поиск путей ее решения. Их отличают спонтанность, самоинициативность и творческий подход.
Экологические движения, громко заявляющие о себе в последнее время, это неформальные, самоорганизованные, автономные и независимые от легитимных центров общественной силы инициативные группы. Результаты их деятельности подтверждают, что низовые инициативы молодых оказывают определенное влияние на изменение общественного климата. Однако эти же результаты демонстрируют отсутствие системности и теоретической обоснованности. Задача просветительских учреждений и, в первую очередь, библиотек помочь молодежным объединениям выработать комплексный системный подход, необходимый для программной деятельности, нацеленной на эффективный результат. Подготовка инструкций, методик, памяток, проведение мастер-классов, тренингов, нацеленных на систематику имеющегося практического природоохранного опыта, необходимая составляющая в работе с молодежью.
Социальный аспект экологической проблемы очевиден. Взаимосвязанность экологической проблематики с другими социальными явлениями становится основной причиной объединения различных социальных добровольческих практик. Появилась новая форма общественного молодежного подвижничества деятельность, призванная находить решения социальных проблем в комплексе. Хорошим примером комплексного видения проблематики является создание Агентства социальных инноваций «Cloudwatcher», проекта «Социальные практики», Агентства социальной информации и др. Главная цель Агентства социальных инноваций «Cloudwatcher» это развитие и поддержка добровольческих инициатив, в каком бы виде они не осуществлялись (помощь детям в детских домам, престарелым и больным, природе и т.д.). Следствием понимания всеобщности и многоаспектности проблематики становится формирование нового типа предпринимательства социального, нацеленного на решение различных проблем общества, на оздоровление общественной среды в конечном итоге. Усилия молодежи, направленные в это русло, дают реальную возможность решить многие вопросы по интеграции экологической проблематики в общественную реальность. Безусловно, положительное веяние самого последнего времени это объединение молодежных усилий с бизнес-структурами. Крупные компании начинают осознавать выгодность не только экологичного ведения бизнеса, но и взаимодействия и поддержки экологических инициатив. Всероссийское движение «ЭКА», например, было образовано в 2010 г. по инициативе компании «Faberlic». Сегодня это масштабное движение представлено во многих регионах России, проводятся массовые экологические акции, вовлекается молодежь. Экологическое направление компании Тетра Пак также развивается: в конце 2011 в начале 2012 г. компания являлась партнером и спонсором многих экологических мероприятий.
На наш взгляд, за пять лет произошли существенные изменения, говорящие о совершенно новом витке развития молодежного экодвижения. Сегодня молодежь сама открывает нам новые направления, но предоставить ей возможность двигаться дальше, осуществлять поддержку, максимально способствовать развитию позитивных идей и планов в этом состоит задача просветительских, образовательных, государственных институтов и бизнес-структур.
Перспективной формой массовой работы библиотеки с читателем является обеспечение интеллектуального досуга. Библиотекари исходят из того, что молодые люди, особенно в возрасте 14-20 лет, уставшие от большой учебной нагрузки, хотят легкого досуга. Прогрессивную молодежь этого возраста не удовлетворяют примитивные «дискотечные» развлечения, ей хочется приносить пользу, делать вместе что-то важное, доброе, чем после можно будет с полным правом гордиться. Бунт, митинг, различные яркие, шумные мероприятия как раз в духе молодежи, они отвечают внутреннему стремлению молодых людей поймать «новую волну», противопоставить себя всему старому, отжившему. Направить их неуемную энергию в русло решения экологических проблем, заинтересовав современным экологическим направлением, можно лишь используя нетрадиционные методики, оригинальные идеи, инновационные технологии.
Существует два типа взаимоотношений библиотеки и молодежных сообществ. В первом случае библиотека организует массовое развлекательное мероприятие с эколого-просветительской содержательной нагрузкой с целью привлечь молодежь, объединить ее, преподнести экологическую проблематику в легкой, досуговой форме. Так сформировалось понятие ecotainment, от английских слов entertainment (развлечение) и ecology (экология).
Публичное мероприятие с ярким названием «Мышелетная вечеринка» Новосибирской областной юношеской библиотеки яркий пример настоящего экологического праздника, устроенного библиотекарями для читателей. Событие было приурочено к 21 сентября международной ночи летучих мышей необычному природоохранному празднику. За эту работу библиотека получила специальный диплом конкурса-фестиваля, проводимого Российской государственной библиотекой для молодежи (РГБМ) в 2009 г.: «За оригинальность в проведении публичного мероприятия». Подготовка к мероприятию началась с оформления интерьера и пошива костюмов: все было выполнено в мистическом духе, так часто ассоциативно связываемым с темой летучих мышей. Стиль и атмосфера вечеринки выбраны психологически очень верно, учитывая молодежную аудиторию. При входе в библиотеку была вывешена «Мышелетная карта», библиотекой был разработан стильный плакат в духе вечеринки, приглашающий всех желающих независимо от возраста участвовать в мероприятии. Сценарий самого вечера был составлен таким образом, что в нем удачно сочетались интересное информационное наполнение (рассказ о мышах, их жизни, повадках и местах обитания), необычные конкурсы с интригующими названиями («Собери стайку мышей», «Спаси летучую мышь», «Вылечи мышь», «Найди пропитание для мышей», викторина «Виват, мышь, виват!») и развлекательная «мистическая» программа, напрямую несвязанная с экологическими проблемами летучих мышей: байки из склепа, фотосалон, в котором участники праздника получили возможность сняться в образе Бэтмэна, женщины-Летучей мыши. Праздник был проведен эмоционально, красиво, таким образом, одна из задач юношеской библиотеки поднять имидж библиотеки как современного культурно-досугового учреждения была выполнена на 100%, о чем говорили отзывы участников по окончанию вечеринки.
Подобный праздник проводится в библиотеке несколько лет, что является подтверждением популярности среди молодежи этого мероприятия, имеющего большие просветительские цели: обозначение проблемы редких животных, смена стереотипа отношения к летучим мышам, ориентация на самостоятельный поиск природоохранного решения и т.д. Приведенный пример массовой молодежной акции в библиотеке демонстрирует возможности библиотеки по привлечению молодежи к экологической тематике.
Второй вариант взаимодействия библиотеки и молодежи всесторонняя поддержка уже образовавшихся молодежных общественных объединений и инициатив. В каждом регионе России есть общественные сообщества, однако зачастую подобные стихийные организации требуют методической, информационной и организационной поддержки. Незнание многоаспектности и теоретического базиса проблематики рождает бессистемные, разовые, однотипные мероприятия, что значительно снижает их результативность. В этом случае им на помощь должны приходить библиотеки: вести адресное информационное обслуживание, предоставлять площадки для обсуждения, становится партнером в организации экологических мероприятий и т.д.
Потребность молодежи в общении, в реализации своих инициатив, в осуществлении своего права голоса требует организации коммуникационных и просветительских открытых площадок для взаимодействия различных сообществ (бизнес, студенчество, просветители и т.д.) с целью обсуждения экологических проблем, осуществления совместных практических планов. Наибольшим потенциалом для этих целей обладает клубный формат, различные комьюнити-площадки. Примером подобного рода клубной деятельности может служить молодежный дискуссионный клуб, существующий с 2009 г. в РГБМ . Клубные встречи проходят ежемесячно по одной из актуальных тем экологии. Клуб неизменно собирает заинтересованную молодежь, а анонсирование встреч происходит в открытых источниках, что делает мероприятия максимально доступными и демократичными.
Клубы в формате «квартирника» стали массовой тенденцией последнего времени. Они сочетают в себя кулуарность тесного общения, непринужденность встреч и остроту обсуждаемой проблематики, требующей практического решения. Демократичность подобных форм общения также является привлекательным плюсом для современной молодежи. Организация подобных коммуникационных площадок нового формата, на которых смогли бы соединиться интеллектуальные требования современной молодежи и возможности библиотеки, становится необходимостью и позволяет библиотеке также использовать большой арсенал просветительских практик для транслирования социально важной информации.
Экологическая информация представляет собой особый вид информации. Противоречивость, однобокость, политическая ангажированность, недостаточность и недостоверность источников это лишь некоторые ее недостатки в наше время, тогда как 10-15 лет назад эта проблема стояла очень остро и являлась зачастую одной из основных причин отказа многих библиотек выделять экологическое направление в самостоятельное.
Ритм современной жизни все ускоряется, и издательская продукция эколого-просветительской направленности должна также отвечать требованиям времени. Актуальными становятся малые печатные формы, дающие возможность максимального распространения и концентрированной подачи социально значимой информации. Брошюры, буклеты, листовки позволяют представить четкую и удобно структурированную информацию в сочетании с компактным размером. Особой перспективностью подобные издательские формы обладают при работе с молодежью, отражая динамичный стиль ее жизни, сочетая яркий визуальный ряд и информативность, которые необходимы молодым людям.
Основная роль библиотеки заключается в формировании экологической культуры, ключевых эколого-просветительских компетенций молодежи, глубинного понимания экологической проблематики. Современная библиотека, настроенная на читателя и следующая за ним, не может оставаться в стороне от молодежных экологических течений. Библиотеками накоплен достаточный опыт поддержки экологического просвещения и воспитания: около 20 лет назад эколого-просветительское направление начало свое развитие в библиотеках России, и сегодня библиотеки демонстрируют постоянно наращиваемый опыт эколого-просветительской работы, все более разнообразными становятся формы массовой работы. Целый ряд крупных библиотек-лидеров по-прежнему задают тон, формируют высокий уровень информационной, просветительской и практической активности молодежи.