Библиотека для молодежи: векторы развития
Автор: Михнова И.Б.
Издание: Университетская книга. — 2015. — Январь-Февраль. — С.21-25
О роли молодёжных библиотек в рамках реализации государственной молодёжной политики отраслевые эксперты говорят уже довольно давно. Лидером в этом направлении по праву считается Российская государственная библиотека для молодёжи. К разговору о перспективах этого направления работы библиотек, мировых трендах, национальных особенностях, государственных приоритетах и потребностях самой аудитории «УК» пригласил директора РГБМ Ирину МИХНОВУ.
Ирина Борисовна, Вы работаете директором РГБМ уже восемь лет, а самой библиотеке почти полвека. Знаю, что Вы пришли в эту библиотеку (тогда она называлась Государственной республиканской юношеской библиотекой имени 50-летия ВЛКСМ) ещё в 1980-е гг. Насколько изменилась сейчас существовавшая десятилетиями государственная сеть юношеских библиотек?
Действительно, я работала в ГРЮБ с 1980 по 1992 гг. сначала в качестве заведующего редакционно-издательским отделом, затем, после защиты кандидатской диссертации, в отделе социологических исследований. Поэтому имею возможность сравнивать.
Давайте вернёмся в историю вопроса, которую либо не знают, либо подзабыли. Тема специализированного библиотечного обслуживания юношества появилась значительно раньше, начиная с 1966 г. Тогда по решению Министерства культуры РСФСР, ЦК ВЛКСМ и ЦК профсоюзов на базе Юношеского филиала Государственной публичной исторической библиотеки, располагавшегося на тот момент в здании Исторического музея, была создана Государственная республиканская юношеская библиотека. Чуть позже вслед за ней стали появляться юношеские библиотеки в крупных городах страны, включая все союзные республики. В итоге к концу 1980-х гг. была сформирована государственная сеть юношеских библиотек. Но первая юношеская библиотека, например в Москве, появилась в 1942 г. ныне это Центральная городская молодёжная библиотека имени М. Светлова. Уверена, многие ещё помнят знаменитый юношеский зал Ленинки.
Первоначально возрастные границы их читателей определялись в 1421 год в соответствии с данными возрастной психологии. Открытие нашей библиотеки совпало с появлением работ известнейшего российского психолога Игоря Кона, посвящённых юношескому возрасту и, кстати сказать, молодёжным субкультурам. При этом отмечу, что тема юности разрабатывалась учёными и писателями задолго до этого так, в размещены более 1500 полнотекстовых копий довоенных изданий отечественных и зарубежных авторов. В 1980-е гг. предельный возраст читателей стал больше на три года. Понятие «молодёжь» звучало, как правило, в «комсомольском» контексте. В 28 лет человек, выбыв из членов ВЛКСМ, переходил во «взрослую фазу».
В 1993 г. в Постановлении Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации» были определены возрастные границы молодёжи 1430 лет. Поскольку понятие «юношество» исчезло не только из официальных документов, но и из обихода, в 2009 г. ГРЮБ была переименована в Российскую государственную библиотеку для молодёжи. Это повлекло за собой, с одной стороны, массовое переименование региональных и городских юношеских библиотек, с другой закрепление возрастных границ целевых пользователей 1425 (30) лет.
До рубежного 1990 г. государственные сети юношеских и детских библиотек (РГДБ появилась в 1968 г.) сохранялись практически в незыблемом виде (хотя в Башкортостане республиканские юношескую и детскую присоединили к национальной чуть раньше).
Потом, как мы помним, начался сложный, малоконтролируемый процесс реорганизации библиотечной системы: объединение и разъединение одних, закрытие и открытие других. В какой-то момент власти чаще всего просто из-за отсутствия средств на содержание стали объединять детские и юношеские библиотеки, детские, юношеские и научные, юношеские и научные и т.д. В детско-юношеских библиотеках «верх одерживали», как правило, дети: если им нравилось быть с более взрослыми, то у молодых людей дети «путались под ногами» и они просто покидали библиотеки. По-разному и очень непросто складывается судьба юношеских библиотек, ставших частью региональных универсальных научных.
Так или иначе сегодня в стране сохраняется сеть из 45 республиканских, краевых, областных библиотек, ориентированных на обслуживание молодёжи, куда входят и юношеские библиотеки филиалы ЦБС, возникают молодёжные залы в универсальных научных библиотеках. Я могла бы назвать целый ряд библиотек, пользующихся большой популярностью именно у молодых людей.
А в каком направлении, на Ваш взгляд, предстоит дальше развиваться системе специализированного обслуживания молодёжи в стране?
Прежде всего, предстоит сохранить существующие региональные юношеские (молодёжные) библиотеки, которые являются для муниципальных библиотек методическими центрами, базами апробации моделей обслуживания разных групп молодёжи. Можно только приветствовать появление в структуре ЦБС библиотек молодёжных филиалов. Но лидирующим направлением развития системы специализированного обслуживания молодёжи будет всё-таки создание отдельных «молодёжных» пространств (зон, залов) в публичных библиотеках разного уровня. Очень надеемся на появление в библиотеках специалистов по работе с молодёжью, прошедших подготовку по отдельной программе (такого рода учебные семинары проводит, в частности, РГБМ). Кроме того, Российская государственная библиотека для молодёжи является своего рода базой внедрения, апробации и трансляции в публичные библиотеки новых, современных концептуальных, информационно-технологических, пространственных решений.
Помимо этого, предстоит наладить в стране систему виртуального и мобильного обслуживания людей, испытывающих трудности в самостоятельном посещении библиотеки, систему виртуального обслуживания молодёжной аудитории, ограниченной жёстким дефицитом свободного времени для посещения, наконец, систему привлечения молодёжи, общающейся виртуально, в библиотеку как в пространство для безопасного реального общения. В решении таких непростых задач мы видим своё участие в качестве Всероссийского центра исследований, инноваций и консалтинга «Библиотека и молодёжь».
Первый конструктивный шаг в этом направлении уже сделан. В 2011 г. нашими специалистами под эгидой РБА было разработано Руководство для публичных библиотек по обслуживанию молодёжи, основанное исключительно на реальном опыте РГБМ. В 2014 г. оно было переведено на английский язык, передано в ИФЛА и размещено в Интернете.
Вы упомянули государственную молодёжную политику страны, которая сейчас находится на этапе становления. Как Вы оцениваете вектор движения в этой области, в каком ключе сейчас развивается молодёжная политика, предусматривается ли в ней место для библиотек как инструмента влияния на эту категорию российских граждан?
Необходимость разработки концепции государственной молодёжной политики была понята и озвучена ещё в 1986 г. исследователем проблем российской молодёжи И.М. Ильинским. Спустя год М.С. Горбачёвым была поддержала идея разработки Закона о молодёжи, но в 1999 г. уже подготовленный закон так и не был подписан тогдашним Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Нет его и по сей день.
За последние 20 с лишним лет структура федеральной исполнительной власти, отвечающей за молодёжную политику в стране, менялась примерно раз в два года. Создавались самостоятельные органы госкомитеты, сфера передавалась в ведение Министерства труда и социального развития, Министерства образования, Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ. На сегодняшний день «победило» Министерство образования и науки РФ, в структуре которого сейчас работает Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи. Непосредственно молодёжными проектами, организацией мероприятий и взаимодействием с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодёжи, сейчас занимается Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь). Именно с последней организацией РГБМ работает в последние годы достаточно плотно.
Тем, кого интересует эта тема, я рекомендую познакомиться с текстами доклада «Молодёжь России 20002025: развитие человеческого капитала», подготовленного в 2013 г. специалистами РАНХиГС по заказу Росмолодёжи, и проекта «Основы государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года». Эти документы можно найти на сайте Росмолодёжи, но общий смысл их смысл таков: современные молодые люди через 515 лет объективно становятся основными носителями и проводниками любых инициатив, людьми, принимающими решения во всех сферах общественной жизни. Поэтому недостаточное внимание к молодёжи сегодня ставит под вопрос осуществление плана преобразований страны и её благосостояние в среднесрочной перспективе.
Скажу честно, ещё несколько лет назад существовавшие на тот момент федеральные официальные органы, занимавшиеся молодёжью, пренебрегали библиотеками. Мы предлагали Министерству спорта, туризма и молодёжной политики РФ готовый проект создания на базе юношеских библиотек страны информационно-ресурсных центров по проблемам молодёжи. Но тогда была популярна идея создания молодёжной информационной сети, которую должна выстроить, поддерживать, наполнять сама молодёжь. Видимо, не всё получилось.
Сейчас региональные министерства по делам молодёжи приступают к созданию ресурсных центров по проблемам молодёжи на базе различных организаций. Поэтому самое время библиотекам предложить свои возможности для создания таких центров именно у них, а не в других информационно пустых местах. Недавно мы с А.А. Пурником были в Архангельске, где по приглашению Министерства по делам молодёжи проводили двухдневный семинар для муниципальных библиотек по созданию там «молодёжных зон». И было приятно услышать от министра, что четыре районные библиотеки уже получили денежные гранты на создание такого рода ресурсных центров.
Считаю, что в настоящее время Росмолодёжь, профильные министерства и комитеты не только «видят» библиотеки, но и готовы реализовывать с ними проекты. В последнее время РГБМ совместно с Росмолодёжью провела несколько интереснейших межведомственных проблемных семинаров, посвящённых молодёжным культурным практикам в свете проектируемых молодёжной и культурной политик. Да и появление в 2014 г. на Селигере библиотечной смены тоже плод совместной работы Министерства культуры РФ, РБА, РГБМ, ЦУНБ им. Н.А. Некрасова и Росмолодёжи.
В чём национальные особенности развития молодёжных библиотек? В каком тренде осуществляется развитие аналогичных библиотек в мире?
Должна сказать, что десятилетиями российские специалисты не имели представления о том, что происходит в мире с обслуживанием молодёжи. Поэтому одним из первых моих желаний в качестве директора РГБМ было разобраться с зарубежной практикой.
Сейчас картина в целом ясна. Государственной сети специализированных библиотек, подобной нашей, мы не нашли. Наиболее продвинутыми в создании системы обслуживания молодёжи являются США, где ещё в 1957 г. в рамках Американской библиотечной ассоциации возникла Ассоциация по библиотечному обслуживанию молодёжи (YALSA). Её главной задачей является содействие созданию в структуре публичных библиотек «молодёжных зон»: они осуществляют целенаправленную подготовку специалистов по работе с молодёжью (сейчас их там уже более 9 тыс.), издают практические пособия и монографии (две из них, подаренные нам руководителями YALSA, уже переведены и готовятся к изданию), оказывают консультационную поддержку и т.д. Конечно, основной возраст их молодёжной аудитории 1318 (19) лет (young adults), но мы знаем от американских коллег, что сейчас они озабочены тем, как привлечь и закрепить в библиотеке 1825-летних (new adults).
Идея выделения в структуре публичной библиотеки «молодёжных зон», включения в их штат специалистов по работе с молодёжью, создания молодёжных библиотек активно реализуется во многих зарубежных библиотеках. Мы это наблюдали в Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Польше, Сингапуре, Тайланде, Южной Корее… Конечно, нельзя не отметить, что если в России сети детских и юношеских библиотек создавались сверху и сверху же в итоге реформируются, то в западных странах, как правило, те или иные специализированные структуры возникают там и тогда, где и когда их отсутствие затрудняет жизнь сообщества либо, наоборот, остро ощущается потребность в их наличии.
Не могу не похвалиться. Сейчас РГБМ создаёт альманах кинопутешествий «Планета библиотек». Наши молодые коллеги посещают зарубежные публичные библиотеки, разговаривают с директорами, специалистами по работе с молодёжью, стажёрами, пользователями. Сейчас завершаем видеосюжеты о библиотеках Дании, Германии, на подходе фильмы о молодёжных библиотеках Стокгольма. Пока их можно , чуть позже на страницах нашей новой ежемесячной электронной библиотечной газеты о молодёжи и для молодёжи . Мы считаем важным, чтобы библиотекари страны имели максимально полное представление об общемировых подходах к работе с молодёжью.
Вы вправе спросить: попадут ли когда-нибудь в киноальманах россияне? Да, и уже найдены «объекты» для съёмок.
У современной молодёжи сегодня есть колоссальный выбор для времяпрепровождения. Что же может заставить её прийти в библиотеку? Какой должна стать публичная молодёжная библиотека, чтобы молодым людям здесь было интересно?
Давайте я покажу это на примере молодёжи, которая приходит в нашу библиотеку, потому что в РГБМ мы прошли все этапы. Вначале мы сами себе и друг другу задавали вопрос, на который не могли найти вразумительного ответа. Зачем идти в библиотеку, если вполне хватает денег на то, чтобы раз в месяц покупать по две-три книжные новинки? Зачем идти в библиотеку, если почти везде есть Интернет, в руках iPad или iPhone и можно скачать фильм, музыку, аудиокнигу за деньги либо так, «по-тихому»?
Зачем идти в библиотеку, если читателя там ни на секунду не оставит без внимания библиотекарша (вдруг что порежу, буду громко говорить или смеяться), а нужно ещё не забыть вовремя вернуть книгу и не залить её случайно чаем? В конце концов, не так много времени, да и всегда есть более приятная альтернатива: клуб, спорт, общение с друзьями… Да мало ли что есть ещё в жизни, помимо библиотеки!
А сейчас залы обслуживания РГБМ в день принимают до 800 человек. В месяц проводится до 75 мероприятий, на каждое из которых приходят по собственной воле по нескольку десятков слушателей. Причём больше половины мероприятий это инициированные или принятые к реализации проекты и предложения самой молодёжи. По нашим наблюдениям, активность молодёжи усиливается от месяца к месяцу им надоел дом, общежитие, они устали собираться неизвестно где.
В библиотеке они читают книги (хотя практически все издания можно взять на дом, причём благодаря RFID-технологиям за несколько минут), сидят в интернете, смотрят видеофильмы, слушают аудиокниги или старые грампластинки, сражаются в настольные игры, слушают лекции, играют на пианино, участвуют в занятиях клубов, мастер-классах, даже в настольный теннис играют и занимаются хип-хопом или йогой в фитнес-зале, а то и просто общаются в кафе с друзьями. Это привлекает в библиотеку одну половину посетителей, потому что вторая, ничуть не меньшая, приходит всё-таки с целью подготовки к учебным занятиям.
Гармоничное сочетание деловых и свободных интересов молодёжи в пределах библиотеки это то, на что нужно ориентироваться, чтобы создать им «социальные лифты», дать возможность реализовать себя. Кстати, не случайно, что наша библиотека делится на две части: пойдёшь налево придёшь в «тихую» зону делового чтения, пойдёшь направо попадёшь в «шумную» зону досуговых занятий.
Как бы грустно это ни звучало, но сейчас конкурентами на рынке образовательных и культурно-досуговых услуг для молодёжи становятся не музеи, театры, концертные залы, галереи, а кафе, антикафе, коворкинги, хаксплеи, парки, книжные магазины и пр. именно их наши пользователи называют «третьими местами». Пытаться сейчас понять, почему так произошло, нужно, но, думаю, уже поздно. Мы констатируем лишь сам факт: библиотека вступает в «сражение» за молодёжь именно в этих сегментах рынка. Если сейчас спросить молодых людей, что такое современная библиотека, они ответят на языке своих приоритетов: коворкинг + антикафе. А уж наше дело наполнить эту комбинацию интеллектуальным содержанием.
А что нужно современной читающей молодёжи?
Молодёжь у нас умная, пытливая и очень самостоятельная. Оцените, какой разброс в ими же придуманных темах заседаний клубов: от изучения «Капитала» Маркса и «Диалектики» Гегеля до ролевых игр по Стивену Кингу, от обсуждения на английском языке подчас весьма «заумных» лекций до участия в концерте комбинаторной и звучарной поэзии, от обсуждения темы «Сегрегация городского пространства» до мастер-классов по созданию комиксов и манги. Они учатся общаться на языке жестов и оказанию первой медицинской помощи в повседневной жизни в мегаполисе. Загляните в афишу на сайте: большинство тем не могло и прийти в наши библиотечные головы. Но это их выбор, их интересы, их потребности. Именно на эти темы они в массовом порядке идут по вечерам в библиотеку.
Опыт общения с молодёжью позволил нам определить для себя, чем должна быть для молодых людей публичная библиотека: «домом знаний» и гарантом доступа к информации на современной технологической платформе; местом для социальной и профессиональной адаптации; местом для позитивной самореализации; местом для проведения интеллектуального досуга и общения молодёжи, наконец, местом встречи виртуальных друзей. И ещё: нужно сделать так, чтобы люди хотели прийти в библиотеку по любому поводу и без повода тоже.
РГБМ уникальная и очень востребованная в своём роде библиотека благодаря и статусу, и проектам, и работающим в ней специалистам. А что происходит в регионах? Каким образом Вы отслеживаете и мониторите ситуацию?
Во-первых, у нас есть сайт , на котором освещаются события из жизни библиотек. Ежедневно мы получаем информацию о мероприятиях, проходящих в них. К нам приходят отчёты о работе юношеских библиотек, и мы делаем выборку самого интересного. Много ездим по стране участвуем в конференциях, организуем учебные семинары, в виртуальном режиме проводим опросы. Поскольку я также являюсь вице-президентом РБА и председателем Секции по библиотечному обслуживанию молодёжи Ассоциации, то по этому направлению тоже обобщается информация. В Facebook есть страницы этой секции и молодёжной секции, где публикуются новости из российских библиотек. Поэтому нам известно, как существенно в позитивную сторону меняется в библиотечной среде отношение к теме молодёжи.
В августе, в период проведения ИФЛА, мы с Вами активно общались на Facebook на предмет позиционирования отечественных библиотек в рамках Форума. Честно могу сказать, я была очень разочарована форматом российского участия, а Вы мне обозначили тогда немало активностей наших коллег на Секции детских и юношеских библиотек. Вы являетесь членом постоянного комитета этой секции с 2011 г. Каких результатов удалось достичь за эти годы?
В 2009 г. я подготовила доклад о системе библиотечного обслуживания молодёжи в России для выступления на конференции ИФЛА в Гётеборге (Швеция, 2010 г.). Секцией доклад не был принят. Чуть позже мы поняли две вещи: во-первых, по неясной до конца причине Россия на тот момент не воспринималась ими страной, достойной серьёзного внимания; во-вторых, тема библиотечной работы с молодёжью также находилась вне плоскости их интересов и все доклады и проекты касались исключительно детей.
Поэтому мы решили войти, или, скажем жёстче, «внедриться», в Постоянный комитет Секции, чтобы изменить ситуацию кардинально. Мне помогло то, что я, будучи директором федеральной библиотеки, могла принимать самостоятельные решения по участию в том или ином проекте. Прошло три года. Теперь российские специалисты выступают с докладами на каждом заседании Секции. А в апреле 2014 г. в Москве на базе РГБМ прошло межсессионное заседание Постоянного комитета Секции. В международном проекте ИФЛА «Библиотеки-сёстры» помимо РГБМ участвуют около десятка российских библиотек. Мы, россияне, активно участвуем в проекте по формированию международной коллекции детских книг «Мир через книги с картинками».
Социологами РГБМ при поддержке Постоянного комитета разработаны анкеты на пяти языках, обращённые как к библиотекарям, так и к молодым пользователям. Они размещены на сайте . Цель виртуального опроса сравнить системы библиотечного обслуживания молодёжи и отношение пользователей к библиотекам в разных странах. И на текущих заседаниях в Лионе слова «Россия» и «Москва» произносились чаще названий других стран и городов.
Существенно изменилось отношение к молодёжной тематике. У нас в Комитете обнаружился пока единственный, правда, но мощный союзник Улла Петсенен, специалист по работе с молодёжью из Финляндии. С недавних пор она стала выпускающим редактором информационного бюллетеня секции. В нём уже опубликовано несколько материалов о российских библиотеках. Темы следующих выпусков бюллетеня будут впервые посвящены «нашей» теме «Создание технологических проектов для детей и молодёжи» и «Нон-фикшн для молодёжи».
У Секции есть своя страница на Facebook, и мы по графику публикуем там новости о российских библиотеках. Более того, на конференции в Кейптауне (ЮАР) в 2015 г. из трёх заседаний Секции два будут опять впервые посвящены темам «Информационная грамотность среди детей и молодёжи» и «Маркетинг в библиотеке, ориентированный на молодёжь» (акциям по продвижению библиотечных проектов в молодёжную среду). Планируется совместный «книжный» проект нашей секции и секции грамотности и чтения «Мир через молодёжные книги», идея которого принадлежит российским специалистам.
Электронные ресурсы играют всё большую роль в развитии сервисов и для специалистов, и для пользователей. В рамках Молодёжного конвента была представлена электронная библиотека «Молодёжь России» библиотечного портала, предназначенного для работы с молодёжью. Как оцениваете востребованность этого ресурса, как планируете его развивать?
Это очень интересный и, честно скажем, уникальный ресурс. Во-первых, там более 1500 текстов изданий до 1935 г., посвящённых проблемам молодёжи. В электронный же каталог занесено 5 тыс. библиографических записей о книгах этого периода с указанием библиотек, в которых они имеются. Кроме того, там размещены рефераты статей из периодических изданий начиная с 2008 г. Представленный массив документов систематизирован на основе многоуровневого тематического рубрикатора. База постоянно обновляется. Помимо материалов, отражающих содержательную основу молодёжной политики в мире, раздел включает нормативные и официальные документы, а также различные по тематике методические и аналитические материалы. Мы стараемся находить и включать в фонд РГБМ актуальные печатные издания соответствующей тематики. В ЭБ представлены новинки с обстоятельными аннотациями.
И пожалуй, главная «изюминка» это почти 90 оцифрованных и проаннотированных диафильмов по комсомольско-молодёжной проблематике, выпущенных в СССР. Просматривать их кадр за кадром не только увлекательно, но и полезно. Все эти ресурсы, по нашему мнению, будут пользоваться популярностью, как в библиотечной среде, так и среди учащейся молодёжи и, что крайне важно, специалистов по работе с этой аудиторией.
Как видите участие Вашей библиотеки в формировании НЭБ?
У каждой библиотеки есть свой неповторимый ресурс. Мы не исключение. Это, например, тысячные коллекции уже упомянутых диафильмов и слайдов социальной и общественной направленности. Эти коллекции формировались в 19601980-е гг. Они удивительно своеобразным образом отражают жизнь страны того периода. Сейчас мы приступили к весьма трудоёмкой работе по оцифровке и описанию диафильмов. Если этот ресурс будет востребован участниками НЭБ, мы будем рады.
Расскажите о мотивации молодых специалистов, в РГБ их очень много.
В стране есть библиотеки, где молодёжь работает с удовольствием, но их пока немного. Между тем в РГБМ студенты сидят даже на регистрации им это интересно. Когда год назад мы объявили вакансию пресс-секретаря, получили 106 резюме и только от хорошо образованных, уже состоявшихся молодых специалистов. Но все они стремятся в библиотеку, которая в их кругу считается находящейся в молодёжном тренде. Правда, сначала мы, взрослые, опытные библиотекари и технологи, должны были привести её в тот вид, который соответствовал бы молодёжным представлениям о месте, где не стыдно и даже престижно работать.
Кроме того, есть не менее важный фактор: должна быть творческая атмосфера и у молодых должны быть условия для самореализации во всех смыслах.
Что бы Вы пожелали коллегам-библиотекарям, работающим с молодёжью?
Нужно найти в себе мужество отпустить тот «короткий поводок», на котором мы всегда держали и продолжаем держать молодёжь, искренне желая ей стать такой, какой мы с высоты своего возраста и прожитых лет хотели бы её видеть. Тогда она станет значительно больше уважать нас и считаться с нашим мнением. Молодые люди хотят и готовы слушать и слышать «мудрых и зрелых» взрослых, но… если те не пренебрегают их правом на личный ценностный выбор и дают им возможность иметь свою точку зрения на то, «что хорошо, а что плохо».
Спасибо!
Беседовала Елена БЕЙЛИНА