Восьмой фестиваль литературного и художественного авангарда в РГБМ
Издание: Российская библиотечная ассоциация. — Режим доступа: http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=3862
20 и 21 ноября 2014 г. на площадках Российской государственной библиотеки для молодежи пройдет Восьмой фестиваль литературного и художественного авангарда «Лапа Азора».
Это единственный в России регулярный фестиваль, ориентированный на литературу экспериментальную, перформативную, открывающую новые пространства смыслов, стремящуюся к синтезу с другими формами искусства звуком, сценическим перформансом, визуализацией, мультимедийными форматами и т.д. Поэтому в фестивале принимают участие не только поэты, но и видеоартисты, музыканты, художники, регулярно организуются выставка визуальной поэзии, программы видео-арта.
В фестивальных программах не раз выступали такие известные поэты, саунд-поэты, как Константин Кедров, Елена Кацюба, Сергей Бирюков, Герман Лукомников, Герман Виноградов, Света Литвак, Александр Горнон, Данила Давыдов, Татьяна Виноградова, Дмитрий Строцев, Ры Никонова, Анна Альчук и др., легендарный джазовый музыкант Сергей Летов и многие др.
Евгений В. ХАРИТОНОВ, поэт и музыкант, куратор фестиваля рассказал подробнее о фестивале и о том, что ждет гостей в этом году.
Расскажите, пожалуйста, кому принадлежит идея создания фестиваля «Лапа Азора» и почему такое название?
Как и большинство моих проектов, фестиваль «Лапа Азора» родился стихийно и незапланировано, почти случайно. В октябре 2007 года в Москву по каким-то окололитературным делам прилетел из Новосибирска один из ярчайших поэтов, работающих на стыке радикального эксперимента и Высокой Традиции Борис Гринберг тогда для московской литературной публики человек почти неизвестный. Мне захотелось сделать его авторский вечер, в связи с чем обратился за помощью к литературным промоутерам Данилу Файзову и Юрию Цветкову, известным как «Культурная инициатива». К сольному вечеру практически неизвестного автора ребята отнеслись скептически. «А если я под это дело сделаю фестиваль?» не подумав, зачем-то брякнул я. «А вот это дело!» воскликнули Данил и Юра. И через неделю (не шучу) в трехдневном режиме Москву основательно отпалиндромил фестиваль «Лапа Азора», именовавшийся тогда фестивалем комбинаторной поэзии. Я даже не понимаю, как мне за неделю удалось собрать около 40 авторов… и каких! Сплошь поэтические звезды, многие из которых участвуют и в нынешнем фестивале…И около 300 с лишним человек публики (для литературного мероприятия это очень существенная цифра).
Название родилось само собой из классического палиндрома (это такой стих, который одинаково читается в обе стороны) Афанасия Фета «А роза упала на лапу Азора». В последующие годы формат фестиваля не то что бы менялся, а надстраивался новыми элементами: саунд-поэзией, поэтическим перформансом, музыкой, кино, театром. Неизменным осталось лишь то, что фестиваль вот уже восьмой год проходит всегда поздней осенью.
Что такое комбинаторная поэзия, ведь далеко не все знакомы с этой формой?
Если совсем кратко: это поэзия (и не только поэзия), в основе которой лежит какое-нибудь намеренное формальное ограничение. Казалось бы, это поэзия по определению игровая, эдакая лингвистическая эквилибристика. Но это только видимая сторона, за которой подлинная смысловая Поэзия. Просто эта поэзия еще и «увлекательно выглядит». Палиндромы, анаграммы, тавтограммы, разносмыслы, абецедарии формы, на самом деле хорошо известные еще с древнейших времен, так что это поэзия хоть и экспериментальная, но с богатыми давними традициями.
Кто принимает участие в фестивале? И кто Ваш зритель?
Вокруг фестиваля сложился более-менее устойчивый круг авторов поэтов, художников, работающих в поле эксперимента, поиска новых форматов и смыслов. В основном, это авторы состоявшиеся, известные, но немало и тех, для кого участие в фестивале оказалось фактически дебютом в литературе, первой встречей с читателем. Таковы, например, поэты из поколения 20-летних Денис Безносов и Анна Харитонова. Разумеется, «фестивальный круг» не статичен и не замкнут на себя. И состав участников постоянно молодеет. На прошлой «Лапе» самому молодому участнику было всего 17 лет.
Что касается публики преимущественно, это студенчество, молодые люди до 35 лет.
Расскажите, что будет интересного на фестивале в этом году?
Нынешний фестиваль это попытка ностальгии. Как я уже сказал, в разные годы в фестиваль встраивались различные жанровые блоки. Мне хотелось вернуться к самой первой «Лапе Азора», сосредоточив внимание на комбинаторной и звучарной (саунд-) поэзии. На фестиваль съезжаются как именитые ветераны поэтического цеха, вроде Константина Кедрова, Елены Кацюба, Валерия Силиванова, Светы Литвак, Александра Горнона, Павла Байкова, Игоря Сида и других, так и яркая, талантливая 20-летняя молодежь Денис Безносов, Анна Харитонова, Дарья Савинова… Настоящий сюрприз нынешнего фестиваля мультимедийное шоу легендарного питерского поэта, режиссера-анниматора и перформера Александра Горнона, которое он частично представит 20 ноября во время Большого концерта, а в полном варианте 21 ноября.
Как так получилось, что теперь фестиваль проходит в Российской государственной библиотеке для молодежи (РГБМ)?
Ну, это логично, ведь с августа 2014 года я являюсь куратором литературных проектов РГБМ. Но главное даже не это: РГБМ библиотека очень современная: по атмосфере, технологически, библиотека, которая находится в постоянном поиске новых форматов, не боится экспериментировать. Где же еще проводить фестиваль экспериментального искусства, фестиваль, ориентированный в первую очередь на молодежную аудиторию, как ни в библиотеки для молодежи! Я очень благодарен директору библиотеки Ирине Борисовне Михновой, которая горячо поддержала фестиваль и дала ему прописку в стенах РГБМ.
Беседовала Екатерина МАКАЕВА, руководитель пресс-службы Российской государственной библиотеки для молодежи