Дети, молодёжь — это звучит гордо!
Автор: Михнова И.Б.
Издание: Информационный бюллетень РБА. — 2014. — №69. — С.60-61.
И.Б. МИХНОВА,
член Постоянного комитета Секции детских и молодёжных библиотек ИФЛА, вице-президент РБА, председатель Секции РБА по библиотечному обслуживанию молодёжи, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи.
В 2013 году, помимо участия в основной программе 79-й Генеральной конференции ИФЛА, Секция детских и молодёжных библиотек ИФЛА провела пресс-конференцию в столице Таиланда Бангкоке. Замечательно подготовленная и организованная специалистами муниципальной библиотеки Бангкока одной из 20 участников библиотечной сети TK PARK, которые работают в различных городах страны.
Особенность их в том, что все они размещены в крупных торговых центрах и ориентированы на работу с теми, для кого приход в библиотеку не самоцель, а одна из целей. В этих библиотеках 100-тысячный открытый книжный фонд, оригинально оформленные уютные детские отделы, есть вай-фай, зал для тихого чтения, 100 ПК с выходом в Интернет, в обслуживании применяется полный цикл RFID технологий. Молодые библиотекари и молодые читатели это характерно для библиотек и Таиланда, и Сингапура (впечатление от последнего там нет пожилых, есть только молодёжь).
В течение двух дней более 200 участников обсуждали темы: сохранение и перевод в цифровой формат детского книжного фонда; культурное наследие публичных и школьных библиотек; новая поддержка культурного наследия: создание материалов для молодёжи. В преконференции принимали участие члены Постоянного комитета Секции, а также Барбара Страйплинг, избранный Президент Американской библиотечной ассоциации (АLA).
Хорошим подарком для участников конференции стала экскурсия в Аюттхайю, древнюю столицу Таиланда.
На сессиях Секции детских и молодёжных библиотек ИФЛА, состоявшихся в Сингапуре, участники конференции продолжали обсуждать злободневные проблемы. На сессии, посвященной проблеме подготовки специалистов, прозвучали темы: «Кто будет обслуживать детей: поиск и обучение будущих детских библиотекарей» (Вирджиния Вальтер, США), «Навыки, необходимые для библиотекарей, работающих с детьми и молодёжью, в эпоху цифровых технологий» (Далия Хамада, Египет), «Все ради любви к чтению! Новые стратегии привлечения нового поколения читателей» (Раниита Райаратнам, Сингапур), «Врожденный или приобретенный? Как мы готовим библиотечных специалистов к выполнению задач, основанных на принципе Head, Heart and Hands?» (Ингрид Бон, Нидерланды), «Повышение квалификации детских библиотекарей: 50 лет французской программе и её сегодняшние приоритеты» (Клодин Хервуе, Франция), «Основные компетенции школьных библиотекарей Индии в эпоху цифровых технологий: Исследование» (Рашми Кумбар, Индия)
Особый интерес и активность в обсуждении проявили участники выездной сессии «Молодёжь и библиотеки: инновации, развитие, самореализация». Она проходила в Региональной библиотеки Юронга (Jurong Regional Library), на 4-м этаже которой в 2004 году открылась молодёжная библиотека (VAT). В 2006 году побывавшая там британский специалист Киара Истелл опубликовала большое исследование «Новые библиотечные пространства для молодёжи в Сингапуре и Швеции: возможность применения данных моделей в английских публичных библиотеках», которое с любезного согласия автора было переведено специалистами Российской государственной библиотеки для молодёжи и опубликовано.1 URL: http://vmo.rgub.ru/foreign/review/singapore&sweden.php (дата обращения: 03.01.2014).
Интерес участников сессии вызвали несколько докладов. Среди них «Ступени участия оценочная шкала участия молодёжи в жизни библиотеки, действия и планы» Уллы Потсонен (Финляндия), «Место для нового поколения в Публичной информационной библиотеке: от исследования к проекту» Мелани Аршамбо (Франция), «Новые молодые: инновационные пути обучения на основе молодёжных книг» Лиза Вон Драсек (США).
Филиппинская библиотекарь Мелани Абад, буквально «взорвала» зал, активно общаясь с библиотекарями в ходе выступления о том, как можно смешно и доходчиво рассказывать детям разные истории.
Важным для России фактом стало выступление с докладом на тему «Новые модели библиотечного поведения российской молодёжи», которым открыла сессию И.Б. Михнова, член Постоянного комитета Секции детских и молодёжных библиотек ИФЛА, вице-президент РБА, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи. Вопросы, заданные участниками сессии, касались проблем участия молодых волонтеров в жизни библиотеки, системы подготовки кадров для работы с молодёжью, соотношения бумажного и электронного чтения молодых. Четко прозвучало, что в мире пока отсутствует система специализированных библиотек для молодёжи, аналогичная российской, и это признано сильной стороной библиотечной политики нашей страны. Особенно на фоне того, что сейчас, как сказала Лиза Вон Драсек, в американских библиотеках особое внимание начинают уделять поколению 1825-летних new adults (новым молодым) как группе, требующей специализированного обслуживания.
Помимо сессий, на конференции прошло 2 заседания Постоянного комитета Секции. На них активно обсуждались результаты реализации двух проектов ИФЛА: «Книги-картинки» и «Библиотеки-сестры». В первом проекте (передвижная выставка лучших детских книг разных стран) участвуют 10 российских книг, отобранных экспертами Российской государственной детской библиотеки. В проекте «Библиотеки-сестры» среди более чем 130 библиотечных «пар» есть российско-шведская: Российская государственная библиотека для молодёжи дружит со Стокгольмской библиотечной системой, в частности, с ее библиотеками PUNKTmedis, молодёжной библиотекой, и Serieteket, библиотекой комиксов. Это очень полезный и перспективный для российских библиотек проект, позволяющий установить тесные контакты с той или иной зарубежной библиотекой.
Положительным для нашей страны можно считать то, что в следующем году межсессионное заседание Постоянного комитета Секции детских и молодёжных библиотек было решено проводить в Москве.
Профессиональные впечатления от конференции были дополнены приглашением на прием в Посольстве Финляндии в Сингапуре в честь инаугурации президента ИФЛА Синикки Сипила и посещением университетской библиотеки Малайзии и, конечно, непосредственным общением с библиотекарями разных стран.