Экологическая культура: несколько шагов к пониманию понятия. Роль библиотек России в формировании экологической культуры
Автор: Лещинская В.В.
Издание: Лига культуры. — 2014. — №4. — С.168-171.
В.В. ЛЕЩИНСКАЯ,
руководитель проекта «Экокультура» Российской государственной библиотеки для молодежи
В наши дни слишком избитыми, затертыми звучат слова «экологическая культура», «экологическое мировоззрение». Если в научной сфере споры о теоретической сути понятий не умолкают и не теряют градуса своего накала, то в журналистской среде, а тем более в бизнес-среде, каждый употребляет эти термины в собственном субъективном, утилитарном контексте, понять который зачастую не так просто. И слишком уж часто спекулируют этими понятиями, не вдаваясь в их философскую глубину и всеохватную мировоззренческую силу. Именно благодаря вездесущим масс-медиа, тиражирующим и популяризирующим высокие идейные ценности, упрощается и подменяется их истинный смысл. Он заменяется пустотными сущностями с незатейливой смысловой оболочкой. Таким образом, в обществе постепенно создается неправильный ассоциативный контекст, благодаря которому развиваются негативные, нигилистические и даже циничные социальные настроения.
Появились экологическое кино, экологическая еда, экологическая мода, экопоселения, экобизнес, различные экофестивали и многое другое с приставкой эко. Это разнообразие сделало жизнь в стиле эко скорее трендом, модной тенденцией, нежели первостепенной, жизненно важной и единственно возможной перспективой развития для всех без исключения социальных институтов, для общества в целом.
Тем сложнее сегодня становится говорить об истинных смыслах науки экологии, которая зарождалась именно как наука со свойственными только ей принципами, экологической культуре и формировании экологического сознания. Налицо процесс девальвации экологической науки, нехватка профессионализма, системного подхода к изучению и трансляции экологических ценностей.
Исторически проблематика начала вырисовываться постепенно и достаточно давно. Мы можем говорить о столетиями накаляющихся отношениях человека и природы, о развитии цивилизации, как процесса все большего и агрессивного противопоставления себя природе. Однако именно с середины XX века, когда экологические проблемы приобрели глобальный характер, и причины их, очевидно, выводились из обострившихся отношений цивилизации и естественной среды, можно говорить о развитии экологии как науки, в первую очередь социальной, философской. В действительности экология сегодня представляет собой сложную междисциплинарную науку, являющую собой яркий пример синергетичности научной картины мира. В научном мире ведется разговор об экологической интеграции современного научного знания: социально-гуманитарных, естественных и технических наук, делаются попытки по формированию системной экологии, основанной на био-социо-духовной сущности человека. Появились и развиваются такие смежные науки, как социальная эко логия, экологическая психология, экологическая экономика, экогеография, геоэкология и т. д. Переход же к экологической культуре это пересмотр всех областей человеческого знания и всего поля духовной культуры. Настал момент, когда необходимость качественного переворота цивилизационного мировоззрения очевидна.
Идея экологической культуры тесно связана с идеями глобального эволюционизма, интегрального научного направления об эволюции неорганического, органического и социального миров и их тесной взаимосвязи. Проблематика близка идеям русского космизма, развиваемым В. Соловьевым, Н. Федоровым, П. Флоренским, Н. Лосским, Н. Бердяевым и др. Близка по духу экологической культуре и теория коэволюции, теория со-развития человека и природы, человека и биосферы. Звеном, объединяющим все эти концепции, безусловно, является идея единства развития человечества, цивилизации и природы, Космоса, идея теологически предопределенной эволюции Вселенной. Историко-философский бэкграунд проблемы гармонизации отношений природы и общества огромен, связан с именами выдающихся мировых философов и ученых.
В 70-х годах прошлого века американский ученый Б. Коммонер сформулировал основные законы экологии.
Первый закон. Все связано со всем. Это закон об экосистемах и биосфере, обращающий внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе.
Второй закон. Все должно куда-то деваться. Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которых неизбежны, и потому необходимо думать как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании.
Третий закон. Природа «знает» лучше. Это закон разумного, сознательного природопользования. Нельзя забывать, что человек тоже биологический вид, что он часть природы, а не ее властелин.
Четвертый закон. Ничто не дается даром. Или, в другом переводе, за все рано или поздно, придется платить. Это закон рационального природопользования. Ученый обращает внимание на то, что глобальная экологическая система представляет собой единое целое и все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Изъятие хоть одного составляющего из сложной системы, имя которой биосфера, неизбежно влечет за собой системные же разрушения и изменения.
Смысловой поворот этих общих законов экологии в лоно социальной экологии представляет нам их в другом ракурсе. В системе человеческих отношений, в культурологии, действуют по сути те же самые фундаментальные законы взаимовлияния всех членов сообщества на состояние устойчивости всей системы. Как человечество не существует вне биосферы, в отрыве от Космоса, от процессов, происходящих в них, так и сам человек является незаменимым составляющим общего круговорота обмена веществом, энергией и информацией. Задаче почувствовать свое истинное предназначение и место в этой био-гео-социо-системе были посвящены труды великого мыслителя В.И. Вернадского. Именно поэтому мы говорим о социальной экологии как о ключевой научной дисциплине, в сфере изучения которой взаимоотношения в системе «природа человек».
Понятие «социальная экология» изначально было применено американскими социологами Р. Парком и Э. Берджессом для изучения особенностей воздействия урбанизированной среды на человека и человеческие коллективы. В основе понятия «экология», в первоначальном смысле, который вкладывал в это понятие Э. Геккель, заключалась системность, взаимовлияние всех участников изучаемого био-сообщества. Законы био-сообщества также действуют применительно и к социо-сообществу.
О цельности как основной характеристике науки экологии говорил и Д.С. Лихачев.
Филолог, искусствовед, историк культуры, Лихачев видел в экологии еще одну сторону, и как следствие его иная интерпретация целостности этой области знания. Именно им был введен термин «экология культуры» или «культурная экология». Исходя из происхождения слова «экология» (что означает дом, жилище), Лихачев вкладывал в понятие экологии свой смысл. «Домом может служить как природа, живая и «мертвая», так и та часть мира, которой человек окружает себя». Сохранение природы естественного дома человека и сохранение созданного им дома культуры являются, с точки зрения ученого, одинаковыми по значимости, актуальности и ценности.
Поэтому, как ни странно это может показаться в первый момент, экология как образ мысли и спасение человечества и природы и экология культуры тесно взаимосвязаны.
Экологическая культура, в более формальной интерпретации, это система особых взаимоотношений человека и природы. «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических принципов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» (Московская международная декларация об экологической культуре, Москва, 7 мая 1998 г).
Экологизация всех общественных процессов медленно, но идет, однако сегодня мы говорим о том, что духовная, аксиологическая основа проблематики как никогда остра и является базисной, без решения которой все другие интегральные экологические моменты неэффективны, а порой и бессмысленны.
Проблемы охраны природы, заповедного дела, рационального природопользования, экономических механизмов, политической экологии, в конечном счете, так или иначе упираются в проблему формирования ценностей, моральных принципов, «экологического императива», понятие которого было введено советско-российским ученым, академиком Н.Н. Моисеевым. А это сфера этики. Трудно не согласиться, что любые нормы, методы силового, регламентирующего воздействия не будут действенны, не станут всеобщими цивилизационными принципами, пока они не станут внутренне осознанными, мотивационно подкрепленными в обществе и личностно-окрашенными нормами поведения каждого. Привитие социальных норм, этических принципов связано, в свою очередь, с воспитанием, просвещением и образованием в их триединстве. Какова ситуация сегодня в России с экологическим воспитанием, просвещением и образованием?
2013 год был отмечен указом президента России В.В. Путиным как Год охраны окружающей среды. Приуроченные к этому событию различные конференции, семинары, конкурсы, природоохранные мероприятия, в которых были задействованы многие организации по всей России, безусловно, объединили многих людей, так или иначе, хочется верить, пробудили интерес к теме охраны окружающей среды.
Однако охрана окружающей среды, собственно природоохранная тематика слишком далека от основной идеи экологической культуры, той идеи, смысл которой развивали В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, Д.С. Лихачев, А. Швейцер (благоговение перед жизнью, новый гуманизм) и другие. Поэтому увеличение количества и многообразия различных практических массовых мероприятий экологической направленности не ведет напрямую к осознанности, к серьезному вовлечению больших общественных групп в эколого-ориентированную деятельность.
Развитие сознательной деятельности личности, формирование личностных характеристик, мировоззрения происходит, безусловно, еще в раннем детстве. Этот период в развитии человека, период его социализации, важен настолько, что, по идее, вся социальная среда, окружающая его, должна способствовать развитию экологического сознания, привитию экологических навыков и умений. Но это пока только теория.
Роли воспитания в формировании экологического сознании, экологически сознательной личности, на мой взгляд, уделяется сегодня недостаточное внимание. А развитие экологической культуры только на основе традиционного образования не всегда эффективно. Образовательные учреждения, образовательные программы в силу специфики своей работы, поставленных целей и задач не могут в полной мере возложить на себя еще и задачи эколого-эстетического, эколого-этического характера, которые, на мой взгляд, являются основополагающими в формировании экологической культуры общества в целом, эколого-ориентированной, сознательной, внутренне мотивированной личности. Образовательные практики направлены на рациональное познание предмета, на развитие определенных навыков и умений. В последние годы изменения в системе образования России произошли революционные. Переход от знаниевой парадигмы к развивающей, социализирующей, личностно-ориентированной предполагал осуществить идею формирования самостоятельной творческой личности. Но сегодняшняя реальность такова, что результат педагогической деятельности это, в первую очередь, осведомленность учащихся в области экологических проблем, и, в лучшем случае, о путях их предотвращения. Ученые-социологи обнародовали данные своих исследований, говорящие о том, что характер отношения к экологическим проблемам остается сегодня в России на уровне «озабоченности», говорить о сформированной деятельной позиции пока рано. Источников же информации, как и самой информации по экологическим проблемам, экологической безопасности много. Однако само наличие информации, потенциальной возможности ее нахождения, не может гарантировать не только формирования целостного представления об экологической проблематике, но и обретения соответствующих навыков и умений, и тем более внутренней потребности в экологическом поведении. Просветительские учреждения (библиотеки, музеи, зрелищные организации) поднимают остро актуальные вопросы духовных и ценностных ориентации, занимаются вопросами экологической психологии, этики, эстетики, вводят в практику личностно-деятельностный подход, занимаются систематизацией экологической информации, обеспечивают доступ к ней. Все это вместе и создает эколого-просветительскую среду для развития эколого-ориентированной личности и общества.
Связь организаций экологического просвещения, которые призваны формировать фундамент экологического мировоззрения, и образовательных организаций, занимающихся экологическим образованием, зачастую не имеет системного регулярного характера. Хотя и декларируется на всех научных конференциях, семинарах документах необходимость системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения, как обязательного условия формирования экологической культуры, перехода к экологической парадигме развития общества.
По крайней мере такая ситуация сегодня в России. Это следствие, как ведомственной разобщенности, так и наличия методических и функциональных различий в деятельности образовательных и просветительских учреждений. Казалось бы, очевидно, что системный характер экологического знания должен способствовать осознанию необходимости тесной организационной, методической и фактической взаимосвязи между всеми участниками образовательного, воспитательного и просветительского процесса.
Между тем библиотеки России уже более 25 лет являются активными участниками процесса становления экологической культуры российского общества, занимают свою нишу в этом сложном процессе. Именно библиотеки как учреждения просветительские выполняют смыслообразующую функцию экокультуры, взяли на себя воспитательскую миссию. Ключевым словом в определении сути просвещения является распространение. В английском языке просвещение enlightment, однокоренное слово со словом light, что означает свет, источник света, в противоположность тьме и невежеству. Просветительские методы доступны, максимально просты и приемлемы для всех, благодаря им обеспечивается максимальная демократичность в вопросах распространения знаний, информации, происходит привитие социально важных ценностей. В добавлении к этому библиотеки обладают многовековым опытом накопления и систематизации знания, культурного наследия, что в отношении формирования экологической культуры становится особенно значимым. Работа ведется большая.
К примеру, в Кировской ордена Почета государственной универсальной областной научной библиотеки им. А.И. Герцена, в которой с 2007 года плодотворно работает Центр экологической информации и культуры, в 2012 году был издан методический сборник «Взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях. Светская экологическая этика». Была сделана попытка системного рассмотрения сложных идеологических вопросов, не являющихся еще достаточно разработанными. Аналитическая систематизация различных религиозных воззрений по вопросам взаимоотношений человека и природы была сделана очень корректно, толерантно и деликатно. Что может сделать лишь человек широких взглядов, глубокого ума, ставящий перед собой задачу исключительно просветительского характера. И этот человек библиотекарь, ежедневно имеющий дело с различными формами самовыражения, обязанный отражать все многообразие интеллектуального наследия человечества.
Системный подход ко всему, что делает библиотека, фундаментальная основа ее деятельности. Система прослеживается во всем, в том числе и в вопросах экологического просвещения. Центральная городская детская библиотека им. А.И. Герцена (Москва), как методический центр для всех библиотек Москвы, занимающихся детьми, в 2012 году разработала творческо-профессиональный проект «Зеленая библиотека». Основная цель проекта экологизация всей деятельности детских библиотек (от внешнего пространства до политики формирования фондов и методов практической работы с читателем). Что этот проект дает библиотекарям и читателям? Повышается уровень профессиональной подготовки библиотекарей, улучшается взаимодействие специалистов, происходит взаимообогащение и обмен опытом эколого-просветительской деятельности, создается единая экологическая среда детских библиотек Москвы. «Экологизируются» библиотекари, «экологизируется» библиотечная среда, таким образом, деятельность библиотеки ориентируется на формирование экологической культуры читателя. Библиотека становится своего рода «зеленым» островком, местом безопасности для читателей, предлагая им не только комфортную среду, интеллигентную подачу социально значимой информации, но просветительские массовые мероприятия.
Можно говорить и об интеллектуальном досуге экологической направленности, развиваемом в современных российских библиотеках. В последнее время востребованными становятся различные клубные объединения, комьюнити-площадки на базе библиотек, цель которых не только поднять те или иные экологические вопросы, но и поддержать интерес, расширить кругозор, объединить и направить в лоно практической деятельно ста. Среди значимых клубных проектов можно назвать молодежный экоклуб «Пространство» в Российской государственной библиотеке для молодежи (http://www.ecoculture.ru/club.php), клуб «Друзья природы» в детской библиотеке им В. Бианки ЦБС «Кунцево» ЗАО г. Москвы, «Лукоморье» экологический клуб юных читателей в Чернецовской библиотеке Дедовичского района Псковской области и многие другие.
Это лишь некоторые примеры эколого-просветительской работы библиотек России, частный случай программной деятельности библиотек по экологическому просвещению. 6 каждодневной же своей работе библиотека пользуется всем многообразием приемов и методов экологического просвещения и воспитания. Но и у процесса экологизации библиотек России есть своя темная сторона.
Если говорить об активном процессе вовлечения библиотек России в эколого-просветительскую деятельность, то, безусловно, значительную роль сыграл Всероссийский научно-методический центр экологической культуры, образованный в Российской государственной юношеской библиотеке (с 2011 года Российская государственная библиотека для молодежи). А так же проводимые этой библиотекой Всероссийские конкурсы библиотек по экологическому просвещению. Всего с 1995 года было проведено четыре конкурса. Именно тогда в десятку лучших библиотек России вышли библиотеки, которые и по сей день являются неизменными лидерами экологического просвещения. Среди них Кировская областная научная библиотека им А.И. Герцена, Вологодская областная научная универсальная библиотека им. И.В. Бабушкина. Иркутская областная юношеская библиотека им И.П. Уткина, библиотека «Северная» МИБС г. Томска, Государственная научно-техническая библиотека. Центральная городская детская библиотека им. А. Гайдара (Москва),
Детская библиотека им. В.В. Бианки (Москва) и др. Новых лидеров с тех пор, к сожалению, появилось не много. То есть те, кто занял первые позиции в экологическом направлении еще десять лет назад, продолжают двигаться дальше, значительно выделяясь на библиотечной карте, обнаруживая для себя все новые и новые горизонты, объединяя вокруг себя подведомственные библиотеки. Налицо разница между немногими, относительно общего количества библиотек России, ведущими библиотеками и теми, кто ведет свою работу в прежнем русле, без учета запроса времени на экологизацию.
Хотелось бы верить, что библиотечное экологическое направление будет и дальше держать высокую планку своей просветительской деятельности, обретет новых участников, будет способствовать сближению образовательных и просветительских сфер, системному пониманию экологической культуры как нового этапа развития человечества в гармонии с природой.
Список источников
Ермолаева В.Е., Харгроув Ю. Основы этики отношений с природной средой // Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой. М : ИНИОН РАН. С. 75-81.
Взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях. Светская экологическая этика [Текст] : метод, сб. / Киров, обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена; сост. Е.А. Чемоданова. Киров, 2012, 252 с: ил.
Ермолаева П.О. Экологическая культура российского и американского студенчества // Социологические исследования. 2012. №12. С. 80-88.
Колоскова Н.Е. Зеленые библиотеки Москвы // Библиотека в школе. 2013. №б. С. 43-45.
Лещинская В.В. Экология и молодежь: роль библиотек в формировании гражданской позиции/Библиотековедение. 2013. №1. С.19.
Лещинская В.В. Конкурс-фестиваль работ по экологической тематике: тенденции, новые формы и методы работы // Библиотека в школе. 2010. № 14(266) С. 323.