Профессиональная идентификация специалиста
Автор: Захаренко М.П.
Издание: Независимый библиотечный адвокат. — 2013. — №3. — С.7-10.
Марина ЗАХАРЕНКО,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи
Профессия библиотекаря считается социально значимой, но непрестижной, виной чему просчёты в культурной политике государства, низкий статус и невысокая зарплата работников, незнание людьми конкретики деятельности современного специалиста в данной сфере. В настоящее время трудиться в библиотеке сложнее, чем раньше, но и намного интереснее: необходимо владеть новейшими телекоммуникационными технологиями и быть гуманитарно продвинутым. Работая в информационных сетях, сотрудник по своим возможностям должен быть адекватен пользователям и даже навигационно превосходить их.
Библиотечные работники XXI в. проводят социологические и маркетинговые исследования, занимаются проектной деятельностью, обосновывают целесообразность конкретных социокультурных программ и отдельных мероприятий, обеспечивают координацию межличностных коммуникаций и поддерживают дизайн пользовательской среды, разрабатывают текущие функциональные организационно правовые документы. Следовательно, современные библиотечные кадры должны обладать навыками научных исследований, широким профессиональным и общим кругозором, психологическими знаниями для работы с различными группами пользователей. Большое внимание уделяют библиотеки связям с общественностью, а для этого важно умелое владение многоаспектным маркетинговым инструментарием, знание социальной и управленческой психологии. Можно констатировать, что для работы в современной, динамично развивающейся клиент-ориентированной библиотеке нужны социологи, психологи, педагоги, PR-специалисты, дизайнеры, полиграфисты, профилированные экономисты и юристы, но в первую очередь, безусловно, инновационно мыслящие и мотивированные на профессию собственно библиотекари и библиографы.
Ярко проявляется тенденция притока в библиотечную сферу специалистов с изначально непрофильным образованием или из других областей профессиональной деятельности на фоне широко распространившегося пренебрежения работой по специальности выпускников профильных вузов и колледжей. Кризис 20082009 гг. объективно повлиял на этот процесс. По результатам нашего конкретно-социологического эмпирического исследования «Молодёжный кадровый ресурс публичных библиотек России» (20092010 гг.), среди респондентов доля молодых сотрудников с непрофильным средним специальным и высшим образованием составляет свыше 60 процентов. В Москве, где находится самый крупный профильный вуз страны и многие другие тоже готовят студентов по библиотечно-информационному направлению, лишь 27 процентов работников публичных библиотек имеют высшее библиотечное образование. Увеличение числа сотрудников с непрофильным образованием отражает видимую тенденцию развития рынка труда в целом.
Плохо это или хорошо? Являются ли проблемой кадры с непрофильным образованием для отдельной библиотеки и отрасли в целом? Влияет ли такая кадровая ситуация на имидж библиотечной профессии? Кого можно считать профессионалом? Какие факторы влияют на уровень профессионализма? Что такое библиотечный профессионализм и как он проявляется? Попытаемся кратко ответить на эти непростые вопросы.
Очевидно, что каким бы ни было ресурсное и техническое состояние библиотеки, главным и решающим фактором её устойчивости и поступательного развития остаётся кадровый потенциал, профессионализм сотрудников.
К сожалению, в библиотечно-информационной сфере эта тема недостаточно объективирована и мало изучена. Не осмыслена профильная терминология. Из-за этого в публикациях часто встречаются высказывания типа «наблюдается сокращение числа профессионалов в отрасли», а подразумевается при этом малая доля сотрудников со специальным библиотечным образованием. В реальности же объём профессиональной библиотечной деятельности неуклонно расширяется, некоторые небиблиотечные специальности становятся профильными для учреждения (те же психологи, социологи, PR-специалисты, паблишеры, маркетологи, педагоги, филологи, историки, лингвисты и т. д.). Разве эти сотрудники не могут называться профессионалами на своём участке?
Нами изучено множество определений понятия «профессионал», из которых выведено в качестве рабочего наиболее простое, отражающее суть этого термина: профессионалом является тот человек, который знает собственные профессиональные возможности, систематически их развивает и действует только в рамках своей компетенции.
Термин «профессионалы» впервые появился в западной социологической литературе в середине 1960-х гг. (Дж. Миллерсон, 1964). Так он определяет представителей социального слоя, характеризующегося следующими признаками:
- применение профессиональных навыков, базирующихся на теоретическом знании;
- специальное образование и обучение этим навыкам;
- компетентность, подтверждённая сданными экзаменами;
- наличие кодекса поведения, обеспечивающего профессиональную идентичность;
- исполнение определённых служебных обязанностей;
- членство в профессиональной ассоциации.
Эти же параметры используются для измерения степени приближения занятий трудовой деятельностью к категории «профессия».
Под профессионализмом в библиотечном деле нами понимается способность специалиста к достижению определённых профессиональных результатов в самых разнообразных условиях. Это свойство приобретается в процессе специальной подготовки и/или длительной самостоятельной работы. Однако уровень профессионализма определяется не только уровнем образования и опытом работы. Последние нужны для достижения определённых профессиональных результатов, но на данный процесс влияют не только эти два фактора.
Статус любого профессионала подразумевает, помимо теоретических знаний и практического опыта, наличие способностей к конкретному делу. Профессиональный сотрудник работает чётко в той сфере, в которой он компетентен. Он владеет пониманием ситуации и навыками по её изменению в нужных целях. И чем шире набор этих навыков и методов решений в сочетании с адекватным анализом, тем более профессиональным является сотрудник.
К человеку в качестве профессионала предъявляются особые требования. Как биологический индивид он должен обладать высоким уровнем общих и специальных способностей, в том числе к самообучению и к самосовершенствованию. Как личность он должен быть ответственным, с адекватной профессиональной Я-концепцией. Как субъект деятельности (что нас больше всего интересует) обладать обстоятельными знаниями и конкретными умениями, достаточными для выполнения большинства профессиональных задач.
Не все люди могут быть профессионалами вообще и в конкретных областях деятельности. Для успешного овладения профессией, адаптации к постоянно изменяющимся условиям библиотечной среды человек должен обладать достаточным внутренним потенциалом, индивидуальным ресурсом профессионального развития (высокоразвитые общие способности, определённые специальные способности, профессиональные качества, развитый эмоциональный интеллект и т. д.). Но происходит это, конечно же, под влиянием внешней среды (социально-экономические условия, профессиональное окружение и т. п.).
Профессионализм трактуется как высший стандарт профессиональной деятельности и связывается с самореализацией в этой деятельности. Выделяют ряд признаков, отличающих профессионала от непрофессионала, актуальных и для оценки профессионализма библиотечного персонала: понимание сущностных основ профессиональной деятельности (в нашем случае библиотечной); способность к адекватной рефлексии; умение системно прогнозировать процессы и явления, находящиеся в зоне профессионального видения; полнота комплексность) охвата предмета и умение моделировать систему профессиональной деятельности.
Профессионала в конкретной предметной области деятельности характеризуют: высокая скорость выполнения профессиональных действий с включением интуитивных процессов; новизна и оригинальность деятельности на фоне отказа от стереотипов, отсутствие психологических барьеров; непрерывность и неиссякаемость творчества; бессознательное регулирование (автоматизм) текущей профессиональной деятельности.
Перечисленные выше признаки профессионализма нуждаются в дополнении, характеризующем тот факт, что реальный сотрудник действует не изолированно, а в рамках конкретной организации библиотеки. Сотрудника-профессионала отличает очевидная лояльность к библиотеке как месту приложения своего труда, отождествление себя с этим местом, а также с определённой профессиональной группой, то есть реальная профессиональная идентификация.