РАСтём вместе

Программа РГБМ к Международному дню
распространения информации об аутизме

 О программе

В первые дни апреля во всём мире проводятся мероприятия, посвящённые Международному дню распространения информации об аутизме. Их главная цель – рассказать обществу о жизни людей с особенностями восприятия и ощущения окружающего мира и вместе найти пути решения проблем социокультурного взаимодействия и включения людей с РАС в общество.

Российская государственная библиотека для молодёжи в эти дни станет одной из площадок Пятого Всероссийского инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди, объединившего сотни организаций, оказывающих помощь детям и взрослым с аутизмом, как государственных, так и общественных.

1 и 2 апреля РГБМ организует серию мероприятий «РАСтём вместе».

Двухдневная программа включает в себя два направления. В первый день состоится международный семинар для профессионального сообщества с участием российских и зарубежных коллег из Аргентины, Австралии, Бразилии, Швеции, США и Германии, посвящённый теме инклюзивных проектов и работы с посетителями с РАС в библиотеках.

Во второй день пройдут просветительские мероприятия для семей с детьми с РАС и для всех, интересующихся данной темой или работающих в её поле.

Первый день

Инклюзивные программы для посетителей с РАС в библиотеках: практики и векторы развития

1 апреля
11:00

Международный семинар

Семинар призван привлечь внимание библиотечного сообщества к проблеме социокультурной интеграции людей с РАС в общество и рассказать об актуальных проектах в библиотеках, работающих в поле решения данной проблемы.

Опыт своей работы в ходе семинара представят сотрудники библиотек, консультанты по инклюзии в учреждениях культуры, специалисты некоммерческих организаций и центров поддержки семей с детьми и подростками с РАС из Аргентины, Австралии, США, Бразилии, Германии, Швеции, а также из России — Екатеринбурга, Пскова, Санкт-Петербурга и Москвы.

Программа семинара
Ведущие семинара:

Юлия Николаевна Наумова, руководитель Лаборатории инклюзивных и социальных практик Российской государственной библиотеки для молодёжи

Мария Викторовна Алексеева, руководитель Центра международных программ Российской государственной библиотеки для молодёжи

* Начало каждого доклада указано по московскому времени

11:00 – 11:20
Приветственное слово

Лидия Васильевна Федякина, заместитель директора Департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры РФ

Ирина Борисовна Михнова, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации

11:20 – 11:40
Нейропсихологический подход к проблеме аутизма

Евгений Феликсович Шведовский, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ; нейропсихолог Центра здоровья и развития им. Святителя Луки; младший научный сотрудник Научного центра психического здоровья, Москва, Россия

11:40 – 12:00
Форматы работы библиотек с людьми с аутизмом: обзор и личный опыт

Антонина Сергеевна Стейнберг, руководитель проекта Autistic City, член совета по доступности Политехнического музея, эксперт Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, Москва, Россия

12:00 – 12:20
«Погружение в синий»: инклюзивные практики для посетителей с расстройством аутистического спектра Муниципального объединения библиотек города Екатеринбурга

Марина Николаевна Коваль, заместитель директора Муниципального объединения библиотек города Екатеринбурга, Россия

Юлия Борисовна Паршакова, библиотекарь Муниципального объединения библиотек города Екатеринбурга, Россия

12:20 – 12:40
Программа Backstage Pass – доступность библиотек с низким уровнем сенсорного восприятия для пользователей с РАС и их семей

Кэрри Гриффит, руководитель филиала Библиотечной системы Мортон Бэй Риджен, Квинсленд, Австралия

12:40 – 13:00
Использование альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) при обслуживании пользователей с РАС: теория и практика

Петрова Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург, Россия

Седова Екатерина Борисовна, заведующая информационным отделом по специальной педагогике и психологии Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих, Санкт-Петербург, Россия

Толубаева Елена Митрофановна, заведующая детским отделом Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих, Санкт-Петербург, Россия

13:00 – 13:20
Расстройство аутистического спектра и различные способы чтения – книги и мир

Фернанда Валле, аспирант факультета информационных наук Федерального университета Рио-де-Жанейро и Бразильского института информационных наук и технологий, Бразилия

Густаво Салданья, доктор информационных наук, профессор исследователь Бразильского института информационных наук и технологий и Федерального университета Рио-де-Жанейро, Бразилия

13:20 – 13:40
От доступности к инклюзии

Юлия Викторовна Белобородова, заместитель генерального директора Псковской областной универсальной научной библиотеки, Псков, Россия

13:40 – 14:00
Перерыв
14:00 – 14:20
Библиотеки и библиотекари: информирование повышает осведомлённость населения и способствует адаптации людей с аутизмом в обществе

Мария Изабель Абало, лиценциат, специалист по инклюзии в библиотеке, координатор родительской волонтёрской сети Brincar Foundation for a Happy Life with Autism, Буэнос-Айрес, Аргентина

14:20 – 14:40
Развитие коммуникативных навыков у подростков с РАС

Юлия Владимировна Володина, исполнительный директор АНО «Школа Профессий», Москва, Россия

14:40 – 15:00
Новые направления развития – планирование библиотечных услуг для молодых пользователей

Эва Рантамо, этнолог, внештатный консультант по вопросам доступности, инструктор и координатор проектов, Дортмунд, Германия

15:00 – 15:20
Особый опыт работы с сотрудниками-студентами с РАС в условиях академической библиотеки

Джон Вонг, младший библиотекарь, отдел цифрового доступа, ресурсов и информационных технологий, Библиотека Теодора Хесберга Университета Нотр-Дам, Саут-Бенд, штат Индиана, США

Джули С. Веккьо, помощник директора Семейного центра цифровых стипендий Навари, Библиотека Теодора Хесберга Университета Нотр-Дам, Саут-Бенд, штат Индиана, США

15:20 – 15:40
Как Городская библиотека Стокгольма собирается стать библиотекой, дружелюбной для пользователей с РАС?

Автор доклада: Линн Альпберг, библиотекарь и руководитель проекта «Библиотека для всех без исключения», Городская библиотека Стокгольма, Швеция

Доклад представляет: Ингрид Чельстрём, детский библиотекарь, старший советник Шведского агентства по доступным медиа, член-корреспондент Секции библиотек для детей и молодежи ИФЛА, член постоянного комитета Секции библиотечного обслуживания пользователей с особыми потребностями, Швеция

15:40 – 16:00
Как сделать библиотеку и её услуги приветливыми и доступными для молодых пользователей с расстройством аутистического спектра

Рене Грасси, специалист по работе с молодёжью, Библиотека округа Дакота, штат Миннесота, США

Второй день

Развивающая работа с детьми и подростками с РАС: подход DIRFloortime

Азирова Анна Артемовна,
логопед-дефектолог, психолог, эксперт-тренер DIRFloortime Центра здоровья и развития им. Святителя Луки

Романовский Николай Владиславович,
кандидат психологических наук, психолог, эксперт-тренер DIRFloortime Центра здоровья и развития им. Святителя Луки

2 апреля
Зал визуальных искусств РГБМ
15:00

Лекция о методологии одного из подходов к работе с детьми и подростками с РАС

Тема интеграции в общество и жизни в нём детей и подростков с РАС сегодня всё чаще поднимается на разных уровнях, однако информированность общества о проблеме пока всё же остается невысокой.

Особенно это важно для родителей, которые зачастую остаются один на один с проблемой воспитания, полноценного обучения и интеграции в общество особенного ребёнка. Построение жизненного маршрута ребёнка, в том числе выбор конкретного подхода для занятий и системной организации помощи, — одна из сложнейших задач.

На лекции сотрудники Центра здоровья и развития им. Святителя Луки познакомят родителей и всех, кто интересуется темой или работает в поле решения данной проблемы, с одним из подходов к работе с детьми и подростками с РАС — DIRFloortime.

На лекции будут рассмотрены следующие вопросы:

• аспекты, связанные с общими представлениями о подходе DIRFloortime;

• взгляд на расстройство аутистического спектра с точки зрения подхода DIRFloortime;

• методологические принципы работы с детьми старшего возраста, базирующиеся на ступенях функционального социально-эмоционального развития;

• примеры работы с подростками и взрослыми путём создания обучающих эмоционально-значимых ситуаций.

«Пресноводная рыба в солёной воде»

2 апреля
Конференц-зал РГБМ
17:00

Показ документального фильма о жизни двух молодых людей с РАС (56 мин, Испания, 12+)

Фильм «Пресноводная рыба в солёной воде» — обновлённый портрет людей с аутизмом во всем их многообразии. Мы услышим две истории — 23-летней Марионы и десятилетнего Марка, чьи особенности изучают лучшие испанские исследователи.

Впервые для российской аудитории этот фильм был представлен в рамках 10-го Международного инклюзивного кинофестиваля «Кино без барьеров», организованного РООИ «Перспектива».

С помощью кино общество не просто узнаёт о жизни людей с инвалидностью, но и видит наглядные примеры их безграничных возможностей и разнообразие интересов. Фильмы «Кино без барьеров» меняют отношение общества к людям с инвалидностью и доказывают, что каждый человек ценен как личность вне зависимости от его особенностей.

 Книги
Елизавета Заварзина-Мэмми
Приключения другого мальчика. Аутизм и не только

М.: АСТ; Corpus, 2014

В этой книге — настоящая история маленького мальчика Пети и его мамы. В первой части Елизавета поделилась воспоминаниями о детстве своего сына с аутизмом и о бесконечных поисках действующих методик, которые могли бы ему помочь. Детство мальчика выпало на 1990-е и начало 2000-х, и родителям Пети пришлось самостоятельно по крупицам собирать информацию о почти никому не известном в России расстройстве и экспериментировать. Вторая часть книги посвящена аспектам проявления аутизма и феномену нарушения обработки сенсорной информации.

Ирис Юханссон
Особое детство

М.: Теревинф, 2010

Ирис Юханссон — психолог и консультант родителей и педагогов по проблемам общения взрослых и детей, а также подростков с аутизмом. В книге Ирис делится своими детскими ощущениями и переживаниями, вызванными аутизмом, показывает мир такого ребёнка изнутри. Вспоминая своё детство, Ирис говорит о неоценимой роли, которую сыграла её семья и окружавшее «полноценное сообщество»: «Меня не заставляли приспосабливаться, они делали всё, чтобы появилось и смогло укрепиться моё присутствие, моё сознание». Именно благодаря внимательному отношению, любви и пониманию семьи и окружения Ирис, бывшая ребёнком с «глубокими нарушениями общения», смогла всё преодолеть и научилась помогать другим слышать и видеть друг друга.

Пол Коллинз
Даже не ошибка. Отцовское путешествие в таинственную историю аутизма

М.: Теревинф, 2013

Американский писатель, журналист и историк науки Пол Коллинз написал захватывающую книгу о своём сыне Моргане — мальчике с аутизмом. Жизнь молодых родителей, наполненная приятными заботами о маленьком сыне, рабочими задачами и мелкими житейскими проблемами, в один день поделилась на до и после. Талантливо описанные эмоции и переживания родителей, регулярные занятия с Морганом и маленькие шаги его успеха погружают читателя в эту историю, а затем увлекают вслед за автором в путешествие, посвящённое изучению биографий чудаков и полузабытых гениев. Читателю также открываются интересные исторические факты об исследованиях аутизма, об учёных, стоящих у истоков научного знания о нём, а также об их экспериментах и ошибках.

Даниил Саксонов, Татьяна Юдина
Мы здесь: из родительского опыта воспитания и обучения ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)

М.: Теревинф, 2018

Перед нами книга родителей-педагогов, воспитывающих сына с расстройством аутистического спектра. Авторы рассказывают о своих наблюдениях, сложностях и победах на всех этапах развития ребёнка — с самого раннего возраста и до окончания 9-го класса. Эта книга — пример того, как чуткое и уважительное отношение к особому ребёнку в семье помогло добиться больших результатов.

Темпл Грэндин, Маргарет М. Скариано
Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма

М.: Теревинф, 2012

Книга знакомит читателей с историей Темпл Грэндин, американского профессора животноводства, конструктора-изобретателя и спикера по проблемам аутизма. Это история о непростом и бурном взрослении, о преодолении трудностей и своих неудач, связанных с аутизмом, о сопротивлении окружающих, а в некоторых случаях — и о неспособности общества воспринимать человека с аутизмом со всеми его особенностями и видеть в нём личность. В книге Темпл Грэндин рассказывает об особенностях своего поведения, анализирует способы саморегуляции и коррекции, которые оказались действенными в её случае, а также делится ценными рекомендациями с теми, кто живёт в своём особом мире, и с теми, кто пытается этот мир постичь.

Елена Баенская
Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)

М.: Теревинф, 2014

Книга поможет понять общую логику развития и усложнения индивидуальных аффективных механизмов во взаимодействии ребёнка с миром и в его эмоциональных отношениях с близкими. Читатель узнает об основных этапах эмоционального развития ребёнка в норме и особого ребёнка, о четырёх типах детского аутизма, о кризисах в период от 1 года до 3 лет, а также о том, как поведение и реакция родителей может влиять на развитие ребёнка. Особенного внимания родителей детей с РАС заслуживают разделы о приёмах организации коррекционной работы и проблемах поведения особого ребёнка в разные возрастные периоды.

Ольга Никольская и др.
Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение

М.: Теревинф, 2008

В основе книги лежит многолетний опыт работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования. В работе подробно описаны закономерности проявления аутизма в разных возрастных периодах — от раннего детского до подросткового и взрослого. Предлагаются рекомендации по коррекционной работе, направленной на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Отдельная глава посвящена проблемам семьи в воспитании и обучении ребёнка с РАС — это знание поможет родителям лучше понимать своего ребёнка, а значит, выбрать подходящую для него систему занятий и помощи.

Елена Янушко
Игры с аутичным ребёнком

М.: Теревинф, 2018

Книга представляет собой практическое пособие — в ней почти нет теории. Издание условно разделено на две части: первая часть адресована специалистам, вторая — родителям. Здесь подробно описаны игры и приёмы, которые помогут наладить контакт с аутичным ребёнком, а также помогут ему избавиться от напряжения и страхов.

Родители могут взять на заметку советы об организации пространственной среды и режима дня; в книге даны рекомендации о том, как сформировать временные представления и познакомить ребёнка с часами. Кроме того, здесь дана информация о выработке стереотипов поведения; о видах игр (сенсорных, стереотипных терапевтических и других); о работе со страхами методом психодрамы и о многом другом.

Виктор Каган
Аутята. Родителям об аутизме

СПб.: Питер, 2016

«Аутята — так сегодня ласково называют аутичных детей. Мне это слово нравится ещё и потому, что оно хорошо описывает содержание книги и её сфокусированность на младшем возрасте, когда родители переживают встречу с необычностью их детей, а дети наиболее податливы для помощи», — отмечает автор книги. В ней — живой разговор об аутизме, обращённый к родителям, в ходе которого находятся ответы на сложные вопросы. Простым живым языком автор знакомит читателя с симптомами и конкретными поведенческими признаками детей с РАС, говорит о степенях тяжести аутизма, о его высоко- и низкофункциональных формах. Отдельное внимание уделено таким темам, как «эпидемия аутизма», умственная отсталость как спутник аутизма, а также играм и творчеству в жизни ребёнка с РАС.

01 02 03 04 05 06 07 08 09
 Партнеры