В первые дни апреля во всём мире проводятся мероприятия, посвящённые Международному дню распространения информации об аутизме. Их главная цель – рассказать обществу о жизни людей с особенностями восприятия и ощущения окружающего мира и вместе найти пути решения проблем социокультурного взаимодействия и включения людей с РАС в общество.
Российская государственная библиотека для молодёжи в эти дни станет одной из площадок Пятого Всероссийского инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди, объединившего сотни организаций, оказывающих помощь детям и взрослым с аутизмом, как государственных, так и общественных.
1 и 2 апреля РГБМ организует серию мероприятий «РАСтём вместе».
Двухдневная программа включает в себя два направления. В первый день состоится международный семинар для профессионального сообщества с участием российских и зарубежных коллег из Аргентины, Австралии, Бразилии, Швеции, США и Германии, посвящённый теме инклюзивных проектов и работы с посетителями с РАС в библиотеках.
Во второй день пройдут просветительские мероприятия для семей с детьми с РАС и для всех, интересующихся данной темой или работающих в её поле.
Международный семинар
Семинар призван привлечь внимание библиотечного сообщества к проблеме социокультурной интеграции людей с РАС в общество и рассказать об актуальных проектах в библиотеках, работающих в поле решения данной проблемы.
Опыт своей работы в ходе семинара представят сотрудники библиотек, консультанты по инклюзии в учреждениях культуры, специалисты некоммерческих организаций и центров поддержки семей с детьми и подростками с РАС из Аргентины, Австралии, США, Бразилии, Германии, Швеции, а также из России Екатеринбурга, Пскова, Санкт-Петербурга и Москвы.
Юлия Николаевна Наумова, руководитель Лаборатории инклюзивных и социальных практик Российской государственной библиотеки для молодёжи
Мария Викторовна Алексеева, руководитель Центра международных программ Российской государственной библиотеки для молодёжи
* Начало каждого доклада указано по московскому времени
Лидия Васильевна Федякина, заместитель директора Департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры РФ
Ирина Борисовна Михнова, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации
Евгений Феликсович Шведовский, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ; нейропсихолог Центра здоровья и развития им. Святителя Луки; младший научный сотрудник Научного центра психического здоровья, Москва, Россия
Антонина Сергеевна Стейнберг, руководитель проекта Autistic City, член совета по доступности Политехнического музея, эксперт Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, Москва, Россия
Марина Николаевна Коваль, заместитель директора Муниципального объединения библиотек города Екатеринбурга, Россия
Юлия Борисовна Паршакова, библиотекарь Муниципального объединения библиотек города Екатеринбурга, Россия
Кэрри Гриффит, руководитель филиала Библиотечной системы Мортон Бэй Риджен, Квинсленд, Австралия
Петрова Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург, Россия
Седова Екатерина Борисовна, заведующая информационным отделом по специальной педагогике и психологии Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих, Санкт-Петербург, Россия
Толубаева Елена Митрофановна, заведующая детским отделом Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих, Санкт-Петербург, Россия
Фернанда Валле, аспирант факультета информационных наук Федерального университета Рио-де-Жанейро и Бразильского института информационных наук и технологий, Бразилия
Густаво Салданья, доктор информационных наук, профессор исследователь Бразильского института информационных наук и технологий и Федерального университета Рио-де-Жанейро, Бразилия
Юлия Викторовна Белобородова, заместитель генерального директора Псковской областной универсальной научной библиотеки, Псков, Россия
Мария Изабель Абало, лиценциат, специалист по инклюзии в библиотеке, координатор родительской волонтёрской сети Brincar Foundation for a Happy Life with Autism, Буэнос-Айрес, Аргентина
Юлия Владимировна Володина, исполнительный директор АНО «Школа Профессий», Москва, Россия
Эва Рантамо, этнолог, внештатный консультант по вопросам доступности, инструктор и координатор проектов, Дортмунд, Германия
Джон Вонг, младший библиотекарь, отдел цифрового доступа, ресурсов и информационных технологий, Библиотека Теодора Хесберга Университета Нотр-Дам, Саут-Бенд, штат Индиана, США
Джули С. Веккьо, помощник директора Семейного центра цифровых стипендий Навари, Библиотека Теодора Хесберга Университета Нотр-Дам, Саут-Бенд, штат Индиана, США
Автор доклада: Линн Альпберг, библиотекарь и руководитель проекта «Библиотека для всех без исключения», Городская библиотека Стокгольма, Швеция
Доклад представляет: Ингрид Чельстрём, детский библиотекарь, старший советник Шведского агентства по доступным медиа, член-корреспондент Секции библиотек для детей и молодежи ИФЛА, член постоянного комитета Секции библиотечного обслуживания пользователей с особыми потребностями, Швеция
Рене Грасси, специалист по работе с молодёжью, Библиотека округа Дакота, штат Миннесота, США
Азирова Анна Артемовна,
логопед-дефектолог, психолог, эксперт-тренер DIRFloortime
Центра здоровья и развития им. Святителя Луки
Романовский Николай Владиславович,
кандидат психологических наук, психолог,
эксперт-тренер DIRFloortime Центра здоровья и развития им. Святителя Луки
Лекция о методологии одного из подходов к работе с детьми и подростками с РАС
Тема интеграции в общество и жизни в нём детей и подростков с РАС сегодня всё чаще поднимается на разных уровнях, однако информированность общества о проблеме пока всё же остается невысокой.
Особенно это важно для родителей, которые зачастую остаются один на один с проблемой воспитания, полноценного обучения и интеграции в общество особенного ребёнка. Построение жизненного маршрута ребёнка, в том числе выбор конкретного подхода для занятий и системной организации помощи, одна из сложнейших задач.
На лекции сотрудники Центра здоровья и развития им. Святителя Луки познакомят родителей и всех, кто интересуется темой или работает в поле решения данной проблемы, с одним из подходов к работе с детьми и подростками с РАС DIRFloortime.
На лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
• аспекты, связанные с общими представлениями о подходе DIRFloortime;
• взгляд на расстройство аутистического спектра с точки зрения подхода DIRFloortime;
• методологические принципы работы с детьми старшего возраста, базирующиеся на ступенях функционального социально-эмоционального развития;
• примеры работы с подростками и взрослыми путём создания обучающих эмоционально-значимых ситуаций.
Показ документального фильма о жизни двух молодых людей с РАС (56 мин, Испания, 12+)
Фильм «Пресноводная рыба в солёной воде» обновлённый портрет людей с аутизмом во всем их многообразии. Мы услышим две истории 23-летней Марионы и десятилетнего Марка, чьи особенности изучают лучшие испанские исследователи.
Впервые для российской аудитории этот фильм был представлен в рамках 10-го Международного инклюзивного кинофестиваля «Кино без барьеров», организованного РООИ «Перспектива».
С помощью кино общество не просто узнаёт о жизни людей с инвалидностью, но и видит наглядные примеры их безграничных возможностей и разнообразие интересов. Фильмы «Кино без барьеров» меняют отношение общества к людям с инвалидностью и доказывают, что каждый человек ценен как личность вне зависимости от его особенностей.