Вход в личный кабинет         RU  EN

Публикации сотрудников РГБМ

Молодёжь, образование, библиотека, или разговор о трендах

Автор: Захаренко М.П.

Издание: Современная библиотека. — 2020. — № 10. — С. 58-60.

Марина Павловна ЗАХАРЕНКО,
кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи, г. Москва

28 октября 2020 г. состоялся VI Международный конгресс «Современная молодёжь в современной библиотеке» (conference.rgub.ru/congress_2020). Организатором столь значимого профессионального события выступила Российская государственная библиотека для молодёжи при поддержке Министерства культуры РФ и секции по библиотечному обслуживанию молодёжи Российской библиотечной ассоциации.

Как и многие другие отраслевые мероприятия в этом году, встреча проходила в онлайн-формате. Но это обстоятельство никоим образом не повлияло на её эффективность, а напротив, дало возможность существенно расширить круг участников (только зарегистрировавшихся было более 1100). Согласно статистике, в конгрессе приняли участие представители 78 регионов России, а также зарубежные гости из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Сербии, США, Луганской и Донецкой народных республик. Интересно, что наибольшее внимание к форуму проявили коллеги из Ханты-Мансийского АО (75 участников), Новосибирской (74) и Свердловской (57) областей, Республики Саха (Якутия) (56), Красноярского края (46).

Основную аудиторию составили сотрудники библиотек разных типов и видов, включая публичные библиотеки федерального, регионального, муниципального уровней, профилированные молодёжные/юношеские/детско-юношеские библиотеки, библиотеки образовательных учреждений, КДУ, других систем и ведомств, в том числе научные и научно-технические. Помимо библиотекарей в мероприятии приняли участие социологи, учёные, педагоги, представители кадровых агентств, эксперты в области культуры и образования, студенты библиотечных вузов и др.

Главной темой разговора стало «Образование и самообразование в молодёжной среде». Спикеры обсудили вопросы, связанные с определением потребности современной российской молодёжи в самореализации через трудовую и профессиональную деятельность, повышением значимости образования в системе ценностей и жизненных траекторий молодого поколения, ролью социальных лифтов. Наиболее обширный блок докладов был посвящен библиотечным практикам в сфере поддержки формального, неформального и спонтанного (информального) образования. В частности, речь шла об опыте реализации образовательных программ и расширении ассортимента образовательных услуг в библиотеках, разных подходах к организации библиотечного пространства (фондов, ресурсов, технологий, услуг, сервисов), а также влиянии библиотек на качество образования и самообразования представителей местного сообщества.

На открытии конгресса заместитель начальника Департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации Лилия Васильевна Федякина отметила, что «библиотеки давно и уверенно позиционируют себя как пространства развития новых компетенций, получения новых знаний и навыков, как пространства, объединяющие людей. Тема конгресса очень актуальна, она чётко вписывается в структуру задач Национального проекта «Культура». Мы видим, что качественное образование становится важнейшим социальным лифтом для молодёжи, и кто как не библиотека может и должна помочь ей в освоении знаний. Особенно сейчас, котла многие вынуждены были перейти на дистанционное обучение, так важны удалённые ресурсы, доступ к которым обеспечивает библиотека». Тон всей дальнейшей работе задала в базовом докладе «Тишина возвращается в библиотеку. Этого хочет учащаяся молодёжь» директор Российской государственной библиотеки для молодёжи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации Ирина Борисовна Михнова. «Современная общедоступная библиотека — это синтез функционала разных областей. Но отличающая от других организаций (театров, ДК, книжных магазинов и пр.) её особенность — это концентрированное систематизированное знание, отражённое в фонде и ресурсах. Библиотека — навигатор в море этого знания, помогающий людям из разных слоев населения в поиске нужной информации, а также это пространство общения в связи и на основе этого знания... Библиотека понадобилась молодёжи и как источник ресурсов, печатных и электронных, и как пространство для углублённой работы. Теперь библиотека стала восприниматься и как площадка для формирования надпрофессиональных навыков, softskills. Молодежи снова понадобилась тишина...», — отметила Ирина Борисовна. Всего на мероприятии прозвучало 25 докладов.

В деловой программе состоялись экспертная сессия «Роль образования и самообразования в выстраивании карьерных стратегий молодёжи» (ведущая И.Б. Михнова), панельная дискуссия «Погружение в знание, или Как сделать

библиотеку эффективной площадкой для образования и самообразования молодёжи» (ведущий СВ. Чуев) и круглый стол «Образовательные практики в библиотеке» (ведущая М.П. Захаренко).

Основным спикером экспертной сессии «Роль образования и самообразования в выстраивании карьерных стратегий молодёжи» выступила известный российский социолог, заведующая отделом социологии молодёжи Института социально-политических исследований, доктор социологических наук, профессор ЮЛ. Зубок с докладом «Образование в смысловом пространстве реальности современной молодёжи». По мнению Юлии Альбертовны, это смысловое пространство насыщено такими типами культуры, как духовная, инновационная и физического развития. При этом традиционные приоритеты, связанные с духовным развитием, стремлением к истине и сопряжённые с образованием, занимают наивысшее место в системе ценностей подрастающего поколения.

Продолжила тему аналитик Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ Е.С. Павленко. Как показывают результаты исследования роли культуры в формировании неравенства и принятии образовательных и карьерных решений в рамках лонгитюдного проекта «Траектории в образовании и профессии» (реализуется с 2009 г., https://trec.hse.ru), на отношение молодых людей к получению образования влияют разные факторы. Наиболее важный из них — школьная успеваемость. При построении образовательной траектории во главу угла отличники ставят место проживания, а уже затем образование родителей. Для остальных учащихся (троечников, учеников со средней успеваемостью и хорошистов) социальное положение, напротив, является наиболее значимым фактором. «Сегодня необходимо развивать следующие направления в образовании: помощь в поиске и оценке информации; организация встреч с профессионалами и работодателями, преподавателями вузов по разным специальностям; помощь молодёжи в обретении веры в свои силы и оценке своих способностей», — эта мысль Екатерины Сергеевны прозвучала как сигнал к действию для всех библиотекарей, работающих с подрастающим поколением.

«Из-за пандемии пострадали многие отрасли, в которых молодые люди обычно начинают свою профессиональную деятельность. Особенно заметный спрос на работу возник в наиболее затронутых пандемией городах — Москве и Санкт-Петербурге, где всегда было больше вакансий для молодёжи. Стажировки необходимы молодому поколению на карьерном пути, они помогают в освоении новых знаний и навыков, адаптации в профессии.

Библиотеки как места повышения грамотности, организации встреч, проведения мероприятий, связанных с карьерой, крайне нужны», — считает Ирина Николаевна Святицкая, руководитель молодёжного направления HeadHunter, медиаменеджер, эксперт молодёжного рынка труда, карьерный консультант.

Позитивный резонанс вызвал доклад американской коллеги Марианны Мартене, ассистента-профессора Школы библиотечных и информационных наук Кентского университета, секретаря постоянного комитета секции библиотек для детей и молодёжи ИФЛА. «Во время пандемии 2020 г. библиотеки активно осваивали онлайн-форматы: запускали веб-сериалы, обучающие навыкам создания медиа, общались с молодёжью в соцсетях. В помощь преодолению цифрового неравенства предоставляли устройства и мобильные точки доступа, увеличивали мощность Wi-Fi, чтобы он мог распространяться за пределы библиотеки, организовывали букмобили с Wi-Fi. Мы рассматриваем библиотеку как узловой пункт на пути подростков к обучению на протяжении всей жизни, и знакомим их с другими возможностями обучения, которые приведут к развитию навыков, а также поступлению в колледж и становлению карьеры», — рассказала Марианна.

«Библиотека — полноправный субъект образовательною процесса», — констатировала И.Б. Михнова, подводя итоги конгресса. Подтверждением тому стали доклады коллег из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Иваново, Якутска, Новосибирска, Нижнего Тагила, Астрахани, Красноярска, Петропавловска-Камчатского, Саранска, Донецка, а также Сербии и США. Представители библиотечного сообщества подробно рассказали о своих инициативах, поделились опытом реализации проектов, обсудили наиболее актуальные методики библиотечной работы.

Трансляция длилась семь часов и проходила на нескольких площадках (YouTube, Facebook, «ВКонтакте»). Общее число просмотров на момент трансляции составило свыше 5300. Мы считаем это хорошим результатом и показателем важности затронутых на встрече проблем.

Несмотря на то что конгресс продлился всего один день (в предыдущие годы он продолжался два или даже три дня в режиме офлайн), его программа была насыщена разными форматами и темами обсуждений. В отзывах и комментариях участники благодарили за уникальную возможность расширить профессиональные границы, познакомиться с новыми людьми, соотнести собственные достижения с опытом коллег, поделиться планами на будущее.

Следующий конгресс «Современная молодёжь в современной библиотеке» запланирован на 2022 г. Он будет посвящен уже другой, не менее актуальной проблеме, с которой сталкиваются библиотеки, работающие с подрастающим поколением и, надеемся, пройдёт в привычном режиме непосредственного живого общения.

 
 
 
 
 
 
Сводный реестр молодёжных библиотечных общественных объединений Всероссийская литературная награда «Премия Читателя»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Российская государственная библиотека для молодёжи» Главное здание 107061 Москва, ул. Б. Черкизовская, дом 4, корпус 1
Метро «Преображенская площадь» (выход №5)
Телефон для справок: +7 499 670-80-01
E-mail: [email protected]

Филиал библиотеки — МИКК «Особняк В.Д. Носова» 107023 Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Метро «Электрозаводская»
Телефоны для справок: +7 499 670-80-01 (доб. 600)
E-mail: [email protected]

Яндекс.Метрика

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2004 — 2024